Как дорожают овощи по дороге на прилавки торговых сетей

Как главу государства ввели в заблуждение с ценами на овощи, кто наживается на помидорах и огурцах, и как защитить внутренний рынок от нашествия импортной сельхозпродукции — «Завтра твоей страны» объясняет владелец продовольственных магазинов Виктор Маргелов.

Напомним, во время недавнего посещения КУП «Минская овощная фабрика» Александр Лукашенко потребовал разобраться с формированием розничных цен на овощи. Он обратил внимание на то, что плодоовощная продукция, попадая на прилавки торговых сетей, становится в два раза дороже.

— На этом никто не должен наживаться! — призвал глава государств и поручил разобраться с этим вопросом.

Кто же наживается на овощах?

— «Минская овощная фабрика» перед приездом президента снизила цены на помидоры на 9 000. Получилось, что у кого-то помидоры остались по старым ценам — еще не продали, а другие, получив помидоры по более низким ценам, воспользовались тем, что не подписано, из какой партии помидоры, — рассказывает глава республиканской конфедерации предпринимательства, владелец продовольственных магазинов Виктор Маргелов. — И вот чудесным образом в этот момент глава государства оказался на фабрике.

Почему цены на томаты упали перед визитом Лукашенко?

— Сейчас сезон помидоров. Их везут отовсюду: со всех колхозов, подворий. Они просто не продали бы эти помидоры по прежним ценам, — уточняет собеседник.

Виктор Маргелов

По его словам, президента дезинформировали, что томаты дорожают в два раза по дороге на прилавок:

— В торговле копеечные наценки на овощи, которые регулируются решением Мингорисполкома.

По мнению бизнесмена, проблема вовсе не в наценках, а в монополизация розничной торговли, которая ведет к монополизации сельхозпроизводства.

— В составе делегации совета по развитию предпринимательства я побывал у известного туровского фермера Михаила Шрубы. Он признался, что ему все менее комфортно работать в Минске. Говорил, что вынужден продавать свою продукцию за пределы страны, потому что в крупные сети ему не попасть, там условия драконовские. Наценку они сделают три копейки, а торговую премию 30% возьмут.

То же говорили мне и другие фермеры, которые производят ровно столько, сколько могут осенью продать. Содержать свои хранилища для них очень дорого, к тому же нет гарантий, что по весне что-то продашь. Минский рынок монополизирован оптовыми базами и крупными сельхозпроизводителями.

В Московском районе одна торговая сеть 80% занимает. Какая там будет конкуренция? Какое движение цен? На это почему-то глаза закрывают, а вот эти мульки подсовывают президенту.

Чем больше независимой торговли будет на территории Минска, тем более благоприятные условия будут для фермеров, в том числе и для развития конкуренции.

— Лукашенко возмущался тем, что «мы отдали свои рынки испанцам и голландцам, которые нас квасят на каждом шагу», и поручил защищать внутренний рынок. Как этого можно добиться, по-вашему?

— Наш народ отучился есть белорусские яблоки. Мы продавали их по полторы тысячи, а покупатели отворачивались и хватали польские по 10 тысяч. Надо культуру потребления ставить на место. Белорусы привыкли к красивому, но безвкусному.

Еще у нас есть общество защиты прав потребителей, которое изжило торговлю белорусскими овощами. Весной торговали дешевой морковью по 3,5 тысячи за килограмм. Знаете, как она выглядит: там точечка, тут чернота проскакивает. Приходят псевдопотребители и начинают визг поросячий: «Что вы тут гнильем народ кормите?». Раз заплатили им за учебу, два… А потом взяли голландскую морковку по11 500 — и голова не болит. Безвкусная эта морковь, зато ни одной точечки нет. Наверняка белорусская морковка  наполовину сгнила по весне, потому что аналогичная ситуация в других магазинах.

Тут не наценку надо смотреть, а создавать два варианта: либо жесткое государственное регулирование по социалистическому принципу, либо нормальный рынок — прозрачный, добросовестный и полноценный. Пока ничего другого не придумали. Все остальные гибриды только усугубляют положение.

Еще несколько лет назад представители бизнеса обращались в Мингорисполком с предложением создать единую информационную базу наших производителей, которые могли бы вносить туда информацию о своей продукции, а торговое предприятие — выбрать, у кого сегодня картошку брать.  И что вы думаете? Первыми, кто затопал ногами, были госпредприятия. Никто из них, кроме  хлебозаводов, не захотел участвовать в этой системе.

Найдите хоть одно наименование овощей в два раза дешевле у белорусских производителей, чем в торговле!  Не соответствует эта информация действительности. В итоге поручение президента может обернуться очередными проверками торговли, — заключает Виктор Маргелов.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 4.2