Создание алкогольного госхолдинга: плюсы и минусы

В коридорах власти долго обсуждался проект указа о создании алкогольного холдинга, который бы включал все крупные государственные ликеро-водочные заводы, в настоящее время контролирующие до 65% рынка крепкого алкоголя Беларуси. На минувшей неделе Александр Лукашенко подписал долгожданный указ №326. Какую выгоду может дать создание мощной водочной монополии?

Создание производственного холдинга со 100-процентной долей государства в управляющей компании и объединяющего крупных производителей алкогольной продукции инициировал концерн «Белгоспищепром». Первоначально функции управления холдингом будут возложены на «Минск Кристалл», а в последующем предполагается создание отдельной управляющей компании.

Экономист Ярослав Романчук считает, что вместо конкуренции во имя потребителя мы получим монополию – в интересах чиновников, «смотрящих» за алкогольным рынком, и алкогольных баронов. «Со всеми вытекающими отсюда последствиями: рост цен, ухудшение качества продукции, усиление давления на бюджет: «Дайте нам льготные кредиты и дотации, а то спаивание населения нам дорого обходится». Деньги не на детские площадки, не на бесплатный интернет для студентов и обеспечение круглосуточной работы библиотек, а на «чернило», пойло и прочие напитки, обеспечивающие медленную смерть», полагает эксперт.

«Монополия на алкогольном рынке – это плохие новости для тех, кто борется с алкоголизмом и спаиванием белорусов, - считает Романчук. - Создание холдинга - это мера, похожая на предпродажную подготовку предприятий в этом секторе. Это мера по ликвидации конкурентов и получения их активов за копейки. Это способ скрыть плохое качество управления предприятиями и возможность на пару лет открыть кредитную линию производителям алкоголя – за счёт налогоплательщиков».

Разработчиком проекта по созданию алкохолдинга является компания «ИПМ-Консалт». Руководитель юридической практики компании Елена Телеш считает, что олигополизация характерна для мирового рынка алкоголя. Например, из ведущих 30 мировых брендов российскому холдингу «Русский стандарт» принадлежит 5, французскому Pernord Ricard – 2. На мировом алкогольном рынке 10 крупных компаний контролируют более 50% всего рынка алкоголя. «В связи с либерализацией рынка алкогольной и табачной продукции для защиты национального рынка от экспансии из других стран Евразийского экономического союза назрела необходимость создания алкогольного холдинга и в нашей стране. Если не будет создан холдинг, то страну наводнит продукция из РФ, Казахстана. А от этого уж точно ни государство, ни население нашей страны не выиграет», — полагает Телеш.

Практически все предприятия, планируемые к включению в холдинг, имеют 100-процентную долю государства. «В настоящее время все эти предприятия, фактически принадлежащие одному собственнику, конкурируют между собой, и это - нездоровая ситуация. То есть ограничение конкуренции произойдет лишь среди государственных предприятий. Ну да, можно согласиться, на рынке появится объединение, которое своим весом будет создавать определенные неудобства частным производителям, но если посмотреть на соотношение на рынке доли государственных предприятий и частных, то создание холдинга на это соотношение не повлияет», - отмечает Телеш.

Согласно последней информации, производители алкоголя в Беларуси обеспечивают наполнение более 4% бюджета.  По словам Телеш, в цене одной бутылки водки налоги составляют около 80%. «То есть за счет продажи алкоголя государство пополняет бюджет. А можно сказать, что те, кто покупает алкоголь, примерно 80% отдают бюджету. Запрещать или не запрещать пить, сокращать ли потребление алкоголя - это вопрос риторический и не такой простой, как кажется на первый взгляд. Понятно стремление ограничить потребление алкоголя, пагубно влияющего на жизнь, но народ никогда не перестанет пить, курить, играть в азартные игры и т.д. Запретами эту проблему не решить. Достаточно вспомнить, к чему привел сухой закон в СССР и США. Нужно искать другие методы борьбы с алкоголизмом, например, повышать культуру пития. И легализация производства самогона проблему точно не решит, а лишь усугубит ее: частники не в силах обеспечить то качество алкоголя, которое можно обеспечить в промышленных масштабах. А что может произойти от потребления некачественной продукции, особенно алкогольной, понятно», — резюмирует Телеш. По ее словам, в мировой практике введение государственной монополии на алкоголь является одним из методов борьбы с алкоголем.

Противники создания холдинга из числа руководителей областей ранее сетовали на сокращение поступления налогов в местные бюджеты. Елена Телеш говорит, что по белорусскому законодательству «холдинг не является юридическим лицом, т.е. после регистрации холдинга входящие в его состав участники как были юридическими лицами, так и остаются, у ликеро-водочных заводов статус налогоплательщика не меняется». Реорганизация или ликвидация основных участников холдинга не планируется («Пищевой комбинат «Веселово» и «Мозырский спиртоводочный завод» планируется присоединить к «Минск Кристаллу» с созданием на их базе филиалов). «Само по себе создание холдинга не влечет организационных изменений, которые могли бы повлиять на экономику участников, но за счет централизации бизнес-процессов и улучшения качества корпоративного управления планируется улучшить экономические показатели участников холдинга. Таким образом, уменьшение поступлений в местные бюджеты не планируется», - отмечает эксперт.

По ее словам, холдинг - это хороший инструмент, позволяющий решать проблемы управления. И здесь вопрос в правильном использовании этого инструмента. «Можно в полной мере пользоваться теми возможностями, которые дает холдинг для улучшения управления, а можно этим инструментом не пользоваться, что чаще всего в белорусских холдингах и происходит. Проблема в том, что холдинги в стране зачастую создаются не по содержанию, а по форме», - сказала представитель компании «ИПМ-Консалт».

Создание алкохолдинга должно позволить сохранить крупнейших производителей алкогольной продукции в государственной собственности (о приватизации как раз речи не шло), а также оптимизировать управление алкогольной отраслью путем разделения уровней управления - определение государственной политики (функции концерна «Белгоспищепром») и ведение коммерческой деятельности (функции холдинга). А проведение согласованной финансовой, инвестиционной и производственной политики должно оптимизировать продуктовую линейку, высвободить средства для модернизации производства, улучшить качество производимой продукции, снизить себестоимость. При этом указ о создании холдинга не содержит никаких норм о его финансировании из бюджета или предоставлении льготных кредитов, или каких-то дополнительных преференций, подчеркнула Елена Телеш.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 2