Как заставить белорусов экономить тепло и электричество

Почему население безразлично к сбережению энергоресурсов?

По данным Департамента по энергоэффективности, белорусы напрямую возмещают 83,7% стоимости электроэнергии, но лишь 22,3% теплоэнергии.

«Недоплата» населением в 2014 году составила 110 миллионов долларов за электричество и 580 миллионов долларов за отопление (расчеты производились по курсу 10 тысяч рублей за 1 доллар).

Очевидно, что средства, вложенные государством, все равно оплачиваются из кошельков белорусов. Через налоги население возмещает примерно такую же стоимость за коммунальные услуги, какая в среднем указана в квитанциях на оплату.

Сколько белорусы не доплачивают государству за коммуналку?

Но такая система оплаты поддерживает в белорусах безразличное отношение к ресурсам.

Предприятия включились в гонку по энергосбережению

12 июля вступил в силу закон об энергосбережении, который, по задумке авторов, будет стимулировать предприятия и организации снижать потребление энергии и внедрять энергоэффективные технологии.

Документ дает юридическим лицам дополнительные возможности реализовать такие направления, как использование местных видов топлива, возобновляемых источников энергии, продвижение новых энергоэффективных технологий через программы энергосбережения.

– Новый закон позволяет подключить любую частную организацию с потреблением от 100 тонн топлива к разработке программы по энергосбережению, согласованной с местными властями или с департаментом по энергоэффективности. С таким документом они смогут обратиться в любой банк за помощью в его реализации, – говорит начальник отдела организационно-правовой работы и взаимодействия со СМИ департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий.

По его словам, новый закон не ужесточает контроль, а стимулирует предприятия быть энергоэффективными.

— Теперь надо идти навстречу реальному сектору экономики, со стороны которого мы видим заинтересованность в энергосберегающих мероприятиях, – комментирует представитель Департамента по энергоэффективности.

Интерес юридических лиц к энергосбережению был и раньше. Он заметен по объемам финансирования. Если в 1998-2003 годы 60-70% финансирования в сферу энергосбережения составляли государственные компании, то сейчас из бюджета тратиться не более 10%, остальные средства вкладывают сами предприятия.

Но среди механизмов по повышению энергоэффективности остаются без внимания возобновляемые источники энергии. По данным Департамента по энергоэффективности, к концу этого года доля возобновляемых источников энергии в топливно-энергетическом балансе достигнет 5%. Но основная часть из них – это древесина. Доля энергии солнца и воды в прошлом годы не превысила 1,5%. К 2020 году количество возобновляемых источников энергии планируется увеличить до 6%.

Если предусмотренные в новом законе налоговые и пошлинные льготы для ввозимого оборудования в сфере энергосбережения действительно будут применяться на практике, рынок своими силами сможет увеличить долю возобновляемой энергетики в стране, утверждают эксперты.

Но в законе ни слова не говорится о стимулировании к энергосбережению населения, которое является основным пользователем энергоресурсов. Маловероятно, что появятся статьи для обычных граждан и в госпрограмме по энергосбережению на 2016-2020 годы.

Что будет, если резко поднять тарифы?

Взаимосвязь стоимости энергии для населения и ее экономии очевидна. Чем выше тарифы, тем больше людей находят способы экономить энергоресурсы. Специалисты уверены: стимулировать население к бережному энергопользованию можно только с помощью тарифной политики.  

– Все методы стимулирования населения, которые применяются сейчас, не могут сравниться с ростом тарифов. Именно это заставляет людей экономить энергию. Для большинства населения действенной может стать только цена, – считает представитель Департамента по энергоэффективности.

Этот путь прошел Запад, таким путем идут белорусские предприятия.

– У населения тоже есть большой потенциал для экономии ресурсов, но он практически никак не реализуется, потому что в этом нет смысла из-за перекрестного субсидирования и даже нет практически никаких стимулов, – считает сотрудник энергетической кампании Центра экологических решений Дмитрий Буренкин.
Но если резко поднять тарифы на тепловую энергию, многие белорусы оплатить их не смогут. Сначала следует продумать систему прямого субсидирования нуждающихся, считает  Виталий Крецкий.

Квоты на ветер: кому выгодно тормозить развитие альтернативной энергетики Стопроцентная оплата ЖКХ: кому адресована угроза?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 25
  • Балл: 4.8