Служба спасения и частные тюрьмы: кто и где может заменить госчиновников

Во многих странах правительства доверяют общественным организациям выполнение некоторых государственных функций. Такой опыт стал успешной практикой в Европе и США. Его начинают использовать и в постсоветских странах.

Результаты исследований ученых и практиков, представленные на конференции Сети институтов и школ государственного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee), показывают, что аутсорсинг оказался одной из наиболее устойчивых моделей предоставления государственных услуг благодаря внедрению конкуренции, профессиональных инструментов управления и чувства собственности в сфере государственного управления.

Концепция аутсорсинга пришла в государственный сектор из частного бизнеса в конце ХХ века. Вместе с аналогичными понятиями и инструментами управляемой конкуренции это – часть «маркетизации», один из основных концептуальных элементов доктрины Нового государственного менеджмента. Под аутсорсингом здесь подразумевается передача на договорной основе части функций от государственного органа к частной организации.

Масштабные социальные проблемы современности, связанные со старением и здоровьем населения, энергией, безопасностью и экономическим развитием, являются чрезвычайно сложными и предполагают новые смелые решения от государственного сектора. И аутсорсинг можно рассматривать как инструмент инноваций в сфере государственных услуг и модернизации самого госсектора.

Государству в целом присуща инертность, и уровень проникновения аутсорсинга в государственный сектор в разных странах и сферах различен. Кроме того аутсорсинг не полностью защищает от злоупотреблений и мошенничества и может создавать трудности в координации. Тем не менее, роль аутсорсинга неуклонно растет.

Упомянутые проблемы в каждом отдельном случае решаются правильным составлением сбалансированного договора. В результате во многих странах государственные органы на всех уровнях все чаще передают непосредственное оказание услуг – некоммерческим организациям и волонтерам, частным фирмам или другим государственным организациям, имеющим лучший потенциал для выполнения соответствующих функций.

Например, в Швеции на рынке образовательных услуг широко представлены негосударственные школы и вузы, получившие заслуженное признание граждан. В Эстонии государственную службу спасения в удаленных регионах успешно заменяет частная служба. В США в оцифровке данных государственных архивов участвуют волонтеры. В некоторых странах есть даже финансируемые из бюджета частные тюрьмы.

По данным исследователей, самой распространенной в мире сегодня является передача государственными организациями на аутсорсинг услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Провозглашенная реформа государственного аппаратав Беларуси не затрагивает закостеневшие бизнес-процессы и, по большому счету, сводится к увольнению части служащих и повышению загруженности оставшихся, что не лучшим образом сказывается на качестве государственных услуг. В принципе, эти действия сложно назвать реформой. В то же время есть реальный шанс для системных преобразований, требующих не больших жертв, а лишь понимания того, что открытая конкуренция на рынке государственных услуг способствует снижению их цены и повышению качества, и более широкому доступу к общественным благам.

Беларусь присматривается к аутсорсингу и делает первые шаги по привлечению негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере, выстраивает государственно-частное партнерство. С учетом опыта других стран аутсорсинг может стать эффективным методом предоставления качественных услуг в тех сферах или в той местности, где у государственных органов недостаточно опыта, материальных или человеческих ресурсов. И это придаст больший смысл реформе государственного аппарата.

Реформа госаппарата: почему профессионалы бегут с государственной службы?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 5