Амнистировать или карать: как извлечь деньги белорусов из теневого бизнеса

Поверят ли потенциальные «штрафники» государству?

Сколько средств крутится в теневом обороте?

В прошлом году налоговые органы Беларуси изъяли 2,7 трлн. рублей, которые были получены в результате серых операций.

По словам заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко, эта сумма на 1,7% превысила доходную часть бюджета, которую контролируют фискальные органы.

Масштаб теневой экономики, если верить данным Белстата, в нашей стране невелик: за 2013 год он составил около 11%.

Налоговые органы отмечают, что теневой сектор экономики Беларуси формируют граждане, которые не зарегистрировали свою предпринимательскую деятельность. В основном, это торговля, оказание услуг через интернет, объявления в СМИ, оказание услуг по ремонту квартир и домов. К «теневикам» также относят предпринимателей, которые скрывают свою выручку, не уплачивают налог на добавленную стоимость.

А вот по оценкам независимых экспертов,  в позапрошлом году в теневой бизнес было вовлечено около 1 миллиона белорусов. Сколько средств находится в этом секторе — точно неизвестно. По некоторым оценкам, серая экономика нашей страны составляет до 50% валового внутреннего продукта (ВВП).

Эффективность амнистии

Одним из направлений борьбы с теневой экономикой является пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности.  По данным налоговиков, за прошлый год было выявлено 2111 таких нарушений, а за два месяца нынешнего года уже 1440. За это время с недобросовестных предпринимателей взыскано штрафов, а также изъято товаров на 59,2 млрд. рублей.

Независимые эксперты считают: налоговая амнистия была бы более эффективным средством. Она помогла бы вывести из тени часть скрытого капитала и пополнить белорусскую казну на миллиарды долларов.

Это подтверждает опыт европейских стран. К примеру, проведенная в Италии в 2009 году налоговая амнистия, пополнила госбюджет на 95 миллиардов евро: около 6% ВВП. С помощью специального сертификата конфиденциального взноса итальянцам нужно было заплатить штраф равный 5% от декларируемой суммы. При этом они освобождались от уплаты налоговых задолженностей и необходимости подавать налоговую декларацию за время нелегальной деятельности.

Скрывать доходы и капитал итальянцам стало еще более рискованно, поскольку после амнистии было ужесточено налоговое законодательство.

Как подготовить людей к легализации капиталов?

А какую выгоду от налоговой амнистии  можно достичь в Беларуси?

– Проведение такой амнистии имеет смысл, если есть шанс в масштабах страны собрать хотя бы 1 миллиард долларов, – считает профессор финансов Аризонского государственного университета Юрий Церлюкевич.

Но для того, чтобы амнистия прошла успешно, надо провести большую информационную кампанию для потенциальных «штрафников», подготовить правовую базу в налоговой системе и в законодательстве об административной ответственности.

Опыт России показывает, что процедура легализации теневой экономики неэффективна, если не сделать все подготовительные шаги.

Проведенная в РФ в 2007 года налоговая амнистия принесла в казну меньше 4 миллиардов рублей при оценке теневого сектора в 16 триллионов рублей.

Как считают аналитики, столь скромный результат является следствием того, что населению и бизнесу доступно не разъяснили смысл и детали налоговой амнистии: сколько им придется заплатить налогов, какая будет ответственность после окончания амнистии для тех, кто не узаконит свои доходы.

— Власти обязаны также гарантировать анонимность, объяснить, в чем выгоды вывода из тени капитала. Но, главное,  люди должны понять, что это их единственный шанс легализовать свой капитал с наименьшими потерями, – подчеркивает Юрий Церлюкевич.

Простить и упростить

Хорошее время для проведения налоговой амнистии, по словам Юрия Церлюкевича,  обычно наступает, когда есть большая доля серой экономики и население готово довериться налоговой системе.

Именно недоверие населения к системе и сложная процедура уплаты налогов, по мнению экспертов, являются главными препятствиями для любой формы легализации скрытой экономической деятельности.

Экономист Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Глеб Шиманович считает, что в первую очередь надо добиться уменьшения количества налогов и упрощения административных процедур. Отсутствие прогресса хотя бы по одному из этих параметров делает работу по улучшению делового климата малоэффективной.

– Министерство по налогам и сборам пытается упростить налоговую систему. Но смущает структуризация информации по налогам, — говорит профессор Аризонского государственного университета Юрий Церлюкевич. — Например, в США заполняется единая форма налоговой декларации, отсылающая гражданина в особых случаях к понятным рекомендациям. Всем понятно, как эта форма организована.

Белорусов при заполнении декларации порою несколько раз отсылают к различным законам и указам, что приводит к потере огромного количества времени.

— Не надо отсылать к документам, а стоит разработать рекомендации и инструкции, помогающие внести правильную информацию, – считает Юрий Церлюкевич.

«Я должна платить 12 миллионов просто за то, что живу в Беларуси» Сколько дней в году белорусы трудятся на государство?

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 15
  • "ПРОТИВ" : 1