Как власть тратит деньги белорусов и кредиторов

Почему непросто жить в стране, где 60% бюджета идет в социальную сферу?

Беларусь – страна социально-ориентированная. Расходы государства на финансирование социальной сферы исчисляются сотнями триллионов рублей и в разы превышают суммы, которые идут на развитие национальной экономики и общегосударственные дела.

По итогам исполнения бюджета сектора государственного управления в 2012 году расходы на финансирование социальной сферы (куда включаются социальная политика, образование, здравоохранение, спорт, культура и СМИ, а также ФСЗН) составили 120,4 трлн рублей, расходы на национальную экономику – 29,9 трлн рублей, а на общегосударственную деятельность – 34,6 трлн рублей.

К 2014 году расходы на финансирование социальной сферы достигли 184,7 трлн рублей (рост на 53,4%), на национальную экономику – 33,6 трлн рублей (рост на 12%), на общегосударственную деятельность – 47,5 трлн рублей (рост на 37%). 

Доля расходов на финансирование социальной сферы в расходной части консолидированного бюджета выросла с 57% в 2012 году до 66% в 1 квартале 2015 года. Расходы на национальную экономику сократились с 14% до 10%.

Но если социальная политика – приоритетная задача для правительства, то почему же белорусы так плохо живут?

Помимо обещания ледовых дворцов, льготных квартир и прочих благ социально-ориентированного общества, государство имело неосторожность заключить с гражданами своеобразный социальный контракт – «всем по 500». Чтобы удерживать среднюю зарплату по стране на уровне не менее 500 долларов в месяц, необходимо прежде всего обеспечить стабильность национальной валюты.

Последние годы на поддержание курса белорусского рубля тратился стратегический запас – золотовалютные резервы. Поскольку источников пополнения ЗВР в стране явно не хватает, в ход шли иностранные кредиты, по которым уже пришла пора рассчитываться.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2015 года составил 12,3 млрд долларов (для сравнения, объем ЗВР на ту же дату – всего 4,6 млрд долларов). Только за 2012 и 2013 годы Беларусь в сумме одолжила у иностранных кредиторов 7,6 млрд долларов.

Где теперь эти деньги? Их закачивали на биржу для того, чтобы не допустить девальвации, которая все равно случилась. Их потратили на рефинансирование ранее взятых кредитов. Их давали в форме льготных кредитов производителям, чтобы вновь произведенный товар оседал на складах.

Теперь Беларуси, как воздух, нужны новые займы, потому что нужно платить по старым долгам, ЗВР критически низкие, белорусский рубль держится только за счет укрепления российского рубля, а на носу выборы, и неплохо было бы поднять зарплаты, проиндексировать пенсии…

Только вот кредитовать никто пока особо не рвется. Китайцы не в счет – большинство этих кредитов связанные и должны быть направлены на финансирование определенных проектов, выгодных не только Беларуси, но и Китаю. В России сейчас своих проблем хватает, хотя, возможно, ближе к выборам россияне по старой дружбе предоставят какое-то финансирование. МВФ требует структурных экономических реформ, которых не наблюдается. Шестой транш кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭс Беларусь не может получить уже два года, потому что не выполняет ряд контрольных показателей кредитной программы, в частности – по приватизации и сокращению кредитования экономики.

Так и живем, в заботах о социуме и в ожиданиях новых кредитов. А может, пора уже сменить вектор?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 31
  • Балл: 4.8