Как приучить белорусских чиновников ездить на работу на велосипеде?

Энергоэффективность и рациональное использование природных ресурсов, социальный бизнес, дружественный образ жизни — к каким результатам пришла Беларусь за годы внедрения принципов устойчивого развития?

Об очевидных успехах и недостатках белорусского подхода в поисках баланса между потреблением и рациональным использованием природных ресурсов, энергосбережением и охраной окружающей среды, социальной стабильностью и равенством рассказывает координатор Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Мартин Шон-Чанишвили, который более шести лет занимается вопросами взаимодействия двух стран в рамках устойчивого развития.

В мировой практике идеи устойчивого развития начали активно внедряться 15-20 лет назад. В Беларуси первая Национальная стратегия устойчивого развития появилась в 1997 году, но лишь в последние годы это направление стало продвигаться активно. Какие изменения в движении к устойчивому обществу в Беларуси видите вы?

– В принципе Беларусь вписалась в этот процесс достаточно рано. Первая НСУР в Беларуси появилась на несколько лет раньше, чем в Германии. В последние годы вопросами устойчивого развития все больше интересуются на практическом уровне из-за очевидных экономических факторов: уменьшение ресурсов, рост их стоимости. Это вместе с обязательствами по международным договоренностям способствовало переходу от заявительных принципов к конкретным проектам.

И сейчас в реализации принципов устойчивого развития Беларусь находится в мировом тренде. Произошли заметные изменения на национальном уровне, в том числе очевидны шаги для взаимодействия и создания стратегий на разных территориальных уровнях.

С другой стороны, сегодня в Беларуси нет органа, который бы занимался межведомственным координированием вопросов устойчивого развития – хотя раньше такая межведомственная комиссия по устойчивому развитию существовала. Ее отсутствие, вероятно, сказывается на работе по согласованию вопросов УР в правительстве. Думаю, именно поэтому, согласно новой Национальной стратегии УР до 2030 года, комиссию планируют воссоздать.

На местном уровне в Беларуси есть немало хороших примеров, когда власти и инициативы сами начинали процессы по выработке «местных повесток–21», которые являются своего рода «неформальными» стратегиями устойчивого развития, как в Германии и других странах. Они, как правило, фокусируются на образ желаемого будущего территории. Но здесь еще не сделан следующий важный шаг по определению того, как реализовать этот образ желаемого будущего.

В устойчивом развитии и внедрению дружественных природе технологий Германия опередила все государства Евросоюза. Сколько времени понадобилось для этого стране? И есть ли шанс у Беларуси, раз уж она находится «в тренде», двигаться в похожем темпе?

– «Зеленые» технологии в Германии активно внедряются лет пятнадцать. То есть с той поры, как у нас к власти пришли социал-демократы вместе с представителями Зеленой партии, это стало политическим приоритетом. Пролоббированный ими закон о повышенных ставках оплаты за электроэнергию, выработанной с помощью альтернативных источников энергии, и политическая воля привели к тому, что Германия стала одним из лидеров по внедрению возобновляемых источников энергии.

Интерес к «зеленым» технологиям часто зарождается в результате экономических проблем. В Беларуси тоже начали задумываться над развитием альтернативной энергетики, как только начал дорожать газ.

Вопросы социальной справедливости, которые являются частью устойчивого развития, в стране поднимаются постоянно. Можно спорить об уровне жизни в Беларуси, но о том, что доходы распределены достаточно справедливо, свидетельствуют принятые международные коэффициенты.

Какой опыт Беларусь могла бы перенять у Германии?

– В первую очередь, это политическая воля и определенные инструменты продвижения новых подходов. Как показал опыт Германии по внедрению альтернативных источников энергии, когда от власти исходят четкие сигналы и разработаны точные рамки для использования ресурсов инвесторами, бизнесом и частными лицами, тогда идеи устойчивого развития могут дать заметные результаты.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 года прописано, что в вопросах регионального развития планируется сделать ставку на местную потребность и местные ресурсы. Пока многие местные планы социально-экономического развития до сих пор определяются в Минске. То есть Беларусь собирается дополнить систему управления дополнительными инструментами учета местной инициативы. Планируется внедрить механизмы решения определенных проблем и вопросов, возможности распоряжаться ресурсами на местах, без ожидания постановлений по вертикали свыше. Исходя из немецкого опыта, мне кажется, что это оправдано и логично, поскольку при централизованной системе, информацию о потребностях на местах учесть сложнее.

Если опять исходить из немецкого опыта, то сейчас Беларуси важно предпринять конкретные шаги по реализации НСУР-2030. Успех национальных стратегий устойчивого развития полностью зависит от того, как будут определены механизмы их внедрения, и насколько эффективно они внедрятся в конкретных городах.

Эти шаги, предполагаю, зависят также от работы, предусмотренной в НСУР межведомственной комиссии.

Вместе с работой самих чиновников важно принять поощрительные меры для усиления роли бизнеса и потребителя в устойчивом развитии. Чтобы привлечь крупные инвестиции, иногда достаточно определить четкие рамки для продвижения идей и взаимодействия на рынке. Также важно, чтобы были рамки для продвижения «зеленых» товаров, например, сертификация продуктов  органического земледелия.

Какие еще факторы тормозят распространение принципов устойчивого развития в нашей стране?

– В Беларуси большой потенциал имеет «зеленая» энергетика. Но в вопросах развития альтернативных источников энергии многое еще не работает, потому что отсутствует четкий политический посыл, законы, реализация которых была бы понятна всем участникам рынка. Закон об альтернативной энергетике пока не раскрыл этот потенциал.

С другой стороны, опыт Германии показывает, что обычно не все игроки хотят, чтобы такой рынок развивался, потому что они могут потерять свое уникальное положение и монополию. Я почти уверен, что в Беларуси есть организации, которые влияют на процессы именно того развития энергетики, который происходит сейчас.

Германские министерства недавно разработали план по внедрению в госструктуры точных шагов устойчивого развития на бытовом уровне. Собираются, например, стимулировать сотрудников ездить на работу на велосипеде, проводить совещания только в светлое время суток. Такая инициатива эффективна для расширения идей устойчивого развития в обществе?

– Подобные проекты дают очень хороший результат. Государство и госструктуры – это один из самых больших работодателей и заказчиков материалов и услуг. Учитывая принципы устойчивого развития в предоставляемых им услугах, начиная от использования переработанной бумаги и уменьшению распечатки и до эффективного использования работниками автомобилей. Например, министр природных ресурсов Германии ездит на работу на велосипеде. В результате полномасштабных кампаний среди своих сотрудников, например, по закупке той же бумаги, эти структуры экономят средства, и их деятельность оказывает меньшую нагрузку на окружающую среду.

Вы тесно работаете с участниками Недели устойчивого развития, которая сейчас проходит в разных регионах страны. Чем можно объяснить заметный рост интереса общественности и госструктур к мероприятию?

– Если на прошлой Неделе УР, которая прошла в 2013 году, около 65 инициатив по устойчивому развитию проводили мероприятия вместе с органами местной власти по всей стране. В этом году таких мероприятий более 140. Это связано с тем, что вопросы устойчивого развития и внутри страны, и в мире в целом стали более заметными. Все сегодня говорят о необходимости личного уменьшения потребления ресурсов, регулярно поднимаются экологические вопросы. Немаловажно и то, что правительство реализует несколько крупных проектов в сотрудничестве с международными организациями ЕС при поддержке ООН, а также немецко-белорусские инициативы в рамках Программы поддержки Беларуси.

Но главное, что местные сообщества и власти понимают, что устойчивое развитие включает вопросы, которые касаются непосредственно их. Насколько загрязнена река, в  которой они купаются, сколько они тратят на отопление домов, комфортно ли чувствуют себя семьи в инфраструктуре своих городов.

Начиная от акций в учреждениях образования, проектов в различных городах, и до обсуждения властями и бизнесом стратегий устойчивого развития на уровне областей, все проекты, участвующие в Неделе УР, доказывают актуальность и заметный рост понимания в обществе необходимости внедрения принципов устойчивого развития. И у белорусов есть большой потенциал для развития некоторых направлений, например, в эко-бизнесе и земледелии.

Возможности и вопросы по «зеленой» экономике, стратегии устойчивого развития, социального предпринимательства и роль образования мы будем обсуждать на итоговой конференции 21-22 мая в Минском Международном Образовательном Центре имени Й. Рау.

Улучшится ли жизнь белорусов к 2030 году? Чьи идеи будут претворять в жизнь чиновники?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 5