Больше, чем нужно рентабельному и эффективному предприятию, специалистов в него не впихнешь

Проблема согласования рынка образования и рынка труда неоднократно поднималась на протяжении ряда лет как внутренними, так и внешними экспертными сообществами.

Еще в 2008 году эксперты Всемирного банка обратили внимание руководства страны на очень тревожную ситуацию: удельный вес компаний, которые не могут найти работников с «правильным» набором навыков даже среди многочисленных специалистов с официальными дипломами высокого уровня, был самым высоким именно в Беларуси.

Распределение компаний в странах ЕЦА, которые считают навыки работников «основным» или «весьма существенным» сдерживающим фактором, 2008 год

Источник: World Bank (2011. По данным исследования «Характеристика деловой и предпринимательской среды» (BEEPS) за 2008-2009 годы.

Эксперты Общественного болонского комитета на протяжении ряда лет без устали обращали внимание властей и широкой общественности на опасное рассогласование двух все менее и менее пересекающихся реальностей – замкнутой на саму себя архаичной системы высшего образования и развивающегося по своим законам рынка труда. Но все эти предостережения и призывы оставались незамеченными.

Оглядываясь назад, приходится констатировать, что за истекшие годы единственной мерой в отношении усугубляющейся проблемы рассогласования рынка образования и рынка труда стало ужесточение административного контроля со стороны государства. В умах государственных чиновников и широкой общественности по-прежнему крепка вера в то, что институт государственного распределения выпускников в состоянии решить эту проблему. Однако, как свидетельствует актуальная ситуация (охарактеризованная ректором ведущего вуза страны Сергеем Абламейко), даже крепкая коллективная вера в институт распределения имеет свои границы: больше, чем нужно рентабельному и эффективному предприятию, специалистов в него не впихнешь.

Конечно, если появится какой-нибудь директивный документ (например, декрет президента с названием вроде «О необходимости повысить спрос работодателей на кадры с высшей квалификацией»), сделать это придется. Но в таком случае со временем придется также перевести это предприятие из категории рентабельных и эффективных в категорию нерентабельных и неэффективных (но социально значимых). Такой сценарий развития вполне возможен, но не менее очевидно и то, что одними директивами координацию рынка образования и рынка труда не решить. Ведь парадокс состоит в том, что рассогласование между образованием и рынком труда на практике проявляется прежде всего в дефиците квалифицированных кадров. И те же самые предприятия, которые отказываются от специалистов по распределению, остро нуждаются в специалистах, которых белорусские вузы предложить им не в состоянии.

Ибо наши вузы никогда не были озабочены необходимостью держать руку на пульсе  меняющейся конъюнктуры спроса на рынке труда – за них это всегда делало и продолжает делать государство через институт принудительного распределения.

В свою очередь работодатели, не будучи допущенными к участию в образовательной политике, решали и решают свои кадровые проблемы самостоятельно. В результате все участники системы высшего образования – от студентов до работодателей – узнают о наличных возможностях трудоустройства подавляющего большинства специалистов преимущественно по факту их выпуска. Ведь никаких мониторингов рынка труда и спроса на имеющиеся специальности, мониторинга карьерных траекторий выпускников (не говоря уже о выстраивании партнерских отношений с реальными и потенциальными работодателями) в белорусских вузах вести не принято. И напрасно: это могло бы сделать жизнь всем участникам образовательного процесса более понятной и предсказуемой.

В развитых странах мира это уже давно поняли и сделали правильные выводы: развитое социальное партнерство является необходимым условием согласованного развития системы образования, рынка труда, экономики и общества в целом. Образовательные и профессиональные  стандарты разрабатываются там при активном участии объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных социальных партнеров высшего образования, а не исключительно в глубоких и труднодоступных общественному взору недрах Министерства образования, как это происходит в Беларуси. И если в Беларуси работодателей именуют «нанимателями» (см. «Кодекс Республики Беларусь об образовании»), «подключая к делу» только на последней фазе, когда образовательный процесс уже завершен и становится очевидно, что студентов нужно было не только учить, но и куда-то трудоустраивать, то в развитых странах мира работодатели принимают самое активное участие на всех этапах сложного процесса согласования рынка образования и рынка труда. Они участвуют в разработке квалификационных требований, профессиональных стандартов профилей профессий, стандартов профессионального образования и обучения, механизмов взаимного признания квалификаций и обеспечения их прозрачности, в определении приоритетов обучения на рабочем месте, наконец, в формировании государственной политики и принятии решений в области профессиональных образовательных стандартов.

С этой целью в европейских странах создаются объединения работодателей – как на отраслевом, так и на национальном уровне, – которые участвуют в советах по национальным профессиональным стандартам, в работе агентств по квалификациям и качествам, служб, присуждающим квалификации и других организаций, осуществляющих политику согласованного формулирования требований к содержанию и качеству труда  (профессиональные стандарты) и профессиональному образованию и обучению (образовательные стандарты).

Количество таких служб и ассоциаций довольно велико по причине высокой профессиональной и социальной дифференциации современных обществ – с одной стороны. С другой – имеется установка на согласование рынка образовательных услуг и рынка труда как общего дела, в котором заинтересованы все: и потенциальные кадры (студенты), и университеты, и работодатели, и государство. Так, например, в Нидерландах существуют 22 Национальные организации по профессиональному образованию и обучению с участием представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов и системы образования. В более централизованной и государственно-центрированной Франции работает 21 Консультативная профессиональная комиссия по основным секторам экономики, Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением и Бюро партнерства со сферой труда и консультативными профессиональными комиссиями при Министерстве образования, которые принимают непосредственное участие в формулировке профессиональных и образовательных стандартов, тем самым создавая все необходимые условия для их гармонизации.

В Беларуси до настоящего момента монополия Министерства образования на рынке образовательных услуг, директивный институт распределения вкупе с высоким недоверием государства и «государственных жителей» к частному сектору, доля которого составляет на сегодняшний момент более 20% от общего числа занятых в экономике, создавали атмосферу, в которой социальное партнерство выглядит каким-то экзотическим и потому совершенно неадекватным для Беларуси заморским продуктом.

Однако ситуация имеет обыкновение меняться. Сегодняшний «кризис заявок от работодателей» – это недвусмысленный сигнал всем участникам рынка образования и рынка труда о том, что в модели государственного принудительного распределения выпускников «что-то не так». Будет ли общество и государство держаться за институт распределения как за якорь спасения до последнего вздоха, или все же решится на построение и развитие более сложного, но, как показывает практика развитых европейских обществ, более эффективного и перспективного социального партнерства – вопрос открытый. И дать на него ответ обществу и государству придется уже в ближайшее время.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5