Чем белорусские власти отпугивают иностранных инвесторов?

Каких гарантий хочет зарубежный капитал?

В прошлом году иностранные инвесторы вложили в Беларусь 15 миллиардов долларов. Половина суммы поступила из России. Очевидно, что экономический кризис может стать новой преградой для иностранных бизнесменов.

Но есть и другие препятствия, отпугивающие потенциальных иностранных инвесторов, уверяют эксперты.

Группа экспертов Ассоциации европейского бизнеса подготовила рекомендации по совершенствованию бизнес-климата в Беларуси, разработанные в рамках проекта РЕФОРУМ Белорусского института стратегических исследований ( BISS). Эксперты работали над проблемой модернизации законодательства и практик в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. Они также отобрали более 700 конкретных товаров, инвестиции в которые позволят диверсифицировать валютные поступления от белорусского экспорта.

Иностранные инвесторы боятся большой доли госсобственности в Беларуси

Государство в таких случаях устанавливает для бизнеса свои, часто не рыночные, правила.

Первым и главным шагом в привлечении средств из-за рубежа, по мнению экспертов, может стать приватизация. Но провести ее успешно можно лишь после продуманного продвижения и рекламы предприятий, уверена директор Национального агентства инвестиций и приватизации Наталья Никандрова.

Национальное агентство инвестиций и приватизации при поддержке Всемирного банка разрабатывает пилотный проект по выработке предложений, которые бы позволили активизировать в Беларуси приватизацию. Сейчас Госкомимущество не имеет возможности приглашать финансовых консультантов для проведения подготовки предприятий к приватизации. Без нее же привлечь выгодные инвестиции достаточно сложно.

— После подготовки представления предприятия, выбора одного из заинтересованных инвесторов мы создаем условия, чтобы он в течение месяца мог побыть на предприятии, познакомиться со всеми данными для принятия окончательного решения, — говорит Наталья Никандрова.

Как показала практика организации, грамотное продвижение позволяет привлечь на одно предприятие двух-трех заинтересованных инвесторов.

Отсутствие официальных комментариев о «свернутых» проектах

Если инвестор уходит из страны по своей воле или из-за недоговоренности с государством, деловому сообществу остается только догадываться о причинах. И проблема состоит в том, что ни одна из сторон не объясняет свою точку зрения по этому поводу.

Отсутствие официальных комментариев подменяется мифами.

— Опубликованная в прессе официальная точка зрения позволила бы инвесторам, которые хотят прийти в страну, не питаться слухами, а иметь обоснованную четкую информацию о подобных прецедентах, — объясняет глава юридического направления Ассоциации европейского бизнеса Марина Дымович.

Закрытость и непрозрачность системы

Каким образом государство принимает решение о выборе инвестора, до сих пор непонятно. Это создает проблемы в понимании того, как работает система.

— Как правило, большинство этих решений принимается на основании объективных обстоятельств. Создание базы, которая бы содержала хотя бы общие и формальные основания, объясняющие, почему один проект был принят к реализации, а другой – нет, и предоставление этой информации потенциальным инвесторам по их запросу стали бы успешными шагами к открытости и привлекательности для иностранных бизнесменов, — считает Марина Дымович.

Языковой барьер

Получить англоязычную информацию на сайтах ведомств оказывается почти невозможной задачей. Сайты многих ведомств и госструктур имеют абсолютно нечитаемую, нескоординированную с другими организациями информацию на английском языке, считают эксперты.

Из-за этого потенциальные инвесторы не могут самостоятельно разработать «дорожную карту» процессов лицензирования или любых бюрократических процедур. И в результате привлекают порой некомпетентных местных консультантов или вообще отказываются от проекта.

Отсутствие единых правил для всех игроков рынка

Традиционно индивидуальные льготы и преференции получают государственные предприятия, независимо от их бизнес-планов и показателей производства.

И если бизнесмены из России привыкли работать по подобному принципу, то руководители европейских компаний даже не способны понять такой подход, считает учредитель Warsaw Equity Group Яцек Гедройц.

Единые правила конкуренции для частных и государственных, отечественных и иностранных компаний – один из важнейших приоритетов для западных инвесторов. Если бы инвесторы, приходящие в Беларусь, имели возможность увидеть четко определенные группы бизнеса, которым предоставляются льготы, они бы могли ориентироваться, как действовать на внутреннем рынке.

Также отпугивает европейцев и отсутствие единой системы штрафов.

Гарантии стабильности

Любой инвестор хочет быть уверенным, что спустя полгода после того, как он купит акции или вложит средства в предприятие, условия, с которыми он начал работать в стране, не изменятся в худшую сторону.

Закрепление системы налогообложения на несколько лет, раскрытие в договорах системы штрафов и условий для прекращения деятельности – обязательные гарантии для привлечения более широкого круга инвесторов, считает Марина Дымович.

Справка «Завтра твоей страны»

Перечень представленных рекомендаций экспертов будет доработан с учетом высказанных мнений на круглом столе 24 апреля и представлен на 28-29 мая на конференции «Минск после Риги: Форум о реформах или как Беларуси развиваться в новых региональных контекстах».

Каких инвесторов отпугнула жадность белорусских властей?

Каким калачом заманить инвесторов в Беларусь?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 5