Почему в белорусском здравоохранении процветает серый рынок?

Как бороться с теневыми финансами в сфере здравоохранения и можно ли сделать платную медицину дешевле? Бизнес-союзы и Минфин предлагают свои рецепты.

По оценке бизнес-союзов, объем серого рынка в коммерческом здравоохранении составляет 30-40% от объема оказанных платных услуг. В бюджетном здравоохранении доля «серых оплат» составляет 15-20% от всего объема бюджетного финансирования системы здравоохранения (который в 2015 году составит 35 триллиона рублей).

Об этом заявляет в своем комментарии учредитель «Экомедсервиса» Владимир Коява, который является членом совета Белорусского союза предпринимателей, а также членом общественно-консультативного совета при Минздраве и Мингорисполкоме.

По его словам, аналогичные данные о размере «серого рынка» получены и по результатам научно-исследовательской работы Минского НИИ социально-экономических проблем.

По мнению экспертов, эффективный критерий оценки теневого рынка – различие в уровне зарплаты врачей в медицинских организациях.

«При существующей потребности во врачах в коммерческих медицинских организациях, выплачивающих высокие зарплаты, к ним не стоит очередь из врачей других организаций, где они получают официальную зарплату значительно меньше, - отметил Владимир Коява. - Это свидетельствует о том, что они имеют «дополнительный заработок», причем довольно существенный».

Эксперт отмечает, что в частных медицинских учреждениях, где официальная зарплата врачей низкая, вероятно, платят зарплаты в конвертах. В государственных поликлиниках и больницах – другая проблема.

«Если в коммерческих организациях, работая по «серому», воруют налоги, то в бюджетных организациях - налоги, материалы и оборудование (через амортизацию), - считает учредитель «Экомедсервиса». - И совсем не обязательно, что многие врачи не берут взятки деньгами. Речь идет о так называемой бытовой коррупции, когда расплачиваются за оказанную медицинскую услугу, лечение вне очереди, обследование на высокотехнологичном оборудовании, госпитализацию в комфортных условиях и так далее подарками, ответными услугами».

Заинтересовать людей платить легально

Белорусский союз предпринимателей считает, что одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного). Ряд предложений по достижению этой цели попал в текст Национальной платформы бизнеса – 2015.

Во-первых, предлагается освободить граждан от уплаты подоходного налога при плате за медицинскую услугу. Сегодня такая льгота предоставляется лишь тем, кто пользуется страхованием. Эксперты подчеркивают, что если расширить применение налоговой льготы по оплате медицинских услуг, то население не будет заинтересовано в оплате услуги врача «по-серому» – так как пациенты захотят получать чеки.

Кроме того, «налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них, отметил Владимир Коява. Это сделает платную медицину доступной для более широкого круга людей. Даже по самым осторожным оценкам НИР «Минский НИИ социально-экономических проблем», в случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30%. Что в свою очередь приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение.

Недавно БСП направил соответствующие предложения в Министерство финансов, однако не получил поддержки ведомства в этом вопросе.

Минфин ратует за медицинскую страховку

Минфин объяснил, что хочет стимулировать использование населением медицинского страхования, и поэтому налоговую льготу намерен оставить только при пользовании страховкой.

В ответе, полученном БСП, Минфин заявляет: добровольное страхование медицинских расходов является наиболее приемлемой в финансовом отношении формой оплаты медицинских услуг.

«Средний страховой тариф по добровольному страхованию медицинских расходов в целом по республике составляет около 2,1% от страховой суммы. Следовательно, при установлении страховой суммы в 10 миллионов рублей страхователю необходимо уплатить 210 тысяч. Таким образом, медицинское обслуживание через страховые организации значительно дешевле, чем при непосредственной оплате медицинским организациям», — отмечает министерство.

Частный бизнес просит государство конкурировать честно

Еще одной несправедливостью бизнес-сообщество считает неравные условия работы государственных платных услуг по сравнению с частными.

В Платформу бизнеса внесено предложение выделить платные медицинские и образовательные услуги из системы бюджетного здравоохранения и образования в самостоятельные хозрасчетные учреждения. Учредителями таких организаций будут те же бюджетные учреждения здравоохранения и образования. Однако они должны работать на таких же условиях, как и частные, то есть полностью возмещать затраты на аренду помещений и оборудование (по рыночным ценам), используемого и находящегося на балансе бюджетных организаций.

«Сегодня платные услуги в государственных учреждениях здравоохранения – это фактически оплата за посещения врача вне очереди. И реально это происходит за счет сокращения количества бесплатных услуг», — подчеркнул Владимир Коява.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5