Некоммерческие организации предлагают ввести уведомительный принцип получения безвозмездной иностранной помощи

29 некоммерческих организаций Беларуси подписались под коллективным предложением о необходимых изменениях в правилах получения иностранной помощи.

Об этом сообщил юрисконсульт Ассамблеи неправительственных организаций Юрий Чаусов 30 марта на пресс-конференции в Минске.

Он напомнил, что 2 марта департамент по гуманитарной деятельности Управления делами президента объявил о подготовке нового правового акта, направленного на совершенствование порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи, ее освобождения от налогов и таможенных платежей.

С инициативой выработать консолидированную позицию об изменениях, необходимых в законодательстве о получении и использовании иностранной безвозмездной помощи, выступили Центр правовой трансформации Lawtrend и Ассамблея НГО.

Эту инициативу поддержали и подписались под коллективным обращением, отметил Чаусов, «достаточно известные и авторитетные организации», такие как Международный благотворительный фонд помощи детям «Шанс», Международное общественное объединение «Понимание», Белорусский детский хоспис, Центр социальных инноваций, Ассоциация некоммерческих организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД «БелСеть антиСПИД», Международное общественное объединение «Взаимопонимание» и другие.

Самые важные проблемы

По словам Чаусова, в выработанных предложениях отмечены «самые важные и концептуальные проблемы, которые требуют изменений в законодательстве».

Одной из основных проблем законодательства об иностранной безвозмездной помощи Чаусов назвал исчерпывающий перечень целей, на которые она может быть получена. «Этот список целей создавался в начале 2000-х годов, он достаточно краткий и не учитывает многочисленные аспекты деятельности некоммерческих организаций, в том числе тех, которые работают с государственными органами. Мы предлагаем максимально расширить перечень этих целей, а в идеальном варианте, вообще от него отказаться», — сказал он.

В качестве программы максимум организации предлагают отказаться от разрешительного порядка получения иностранной безвозмездной помощи. «Сейчас ситуация выглядит таким образом, что государственный орган может фактически произвольно отказать в регистрации иностранной помощи и де-факто отказать в использовании уже полученной и положенной на благотворительный счет помощи», — отметил Чаусов.

Если государство не решится перейти полностью к уведомительному принципу получения иностранной безвозмездной помощи, то, отметил юрист, предлагается определить минимальную сумму помощи, которая не требует регистрации в департаменте.

Кроме того, некоммерческие организации предлагают перейти к автоматическому освобождению безвозмездной помощи от налогов, определить закрытый перечень документов, которые необходимы для регистрации помощи, а также исключить анонимные пожертвования из сферы регулирования законодательства об иностранной безвозмездной помощи.

«Наши предложения основываются на принципе большей открытости Беларуси для иностранного финансирования, больших возможностях для некоммерческих организаций получать финансирование без многочисленных согласований с государственными органами, а также находятся в русле дебюрократизации», — отметил Чаусов.

Против ограничений

Некоммерческие организации надеются, что в сегодняшнем варианте проект декрета об иностранной безвозмездной помощи подписан президентом не будет, заявила директор Центра правовой трансформации Ольга Смолянко.

«Оценка проекта декрета, к сожалению, показывает, что законодательство идет не по пути облегчения государственного регулирования получения иностранной безвозмездной помощи, а по пути все больших ограничений», — сказала она.

В частности, отметила Смолянко, государство стремится согласовывать предоставление любой иностранной безвозмездной помощи, а также контролировать цели, для реализации которых она поступает в страну.

Так, проект декрета вводит такие понятия, как «гуманитарные программы», «гуманитарные проекты», которые реализуются под контролем государства, в том числе через назначение ответственных лиц со стороны государства.

«Это, во-первых, влечет все большую бюрократизацию системы. Во-вторых, иностранный инвестор, предоставляющий помощь, не всегда готов работать, когда его проект находится под контролем государства, — сказала Смолянко. — Конечно, никто не говорит, что не надо вообще контролировать. Иностранная безвозмездная помощь — это привлечение средств из-за рубежа. Но система может быть построена на свободном получении помощи, а впоследствии государство может создать механизм отчетности и прозрачности используемых средств, когда организации публикуют доступный для ознакомления каждому гражданину отчет о ее использовании».

К отрицательным моментам проекта декрета Смолянко также отнесла отсутствие в нем более широкого перечня целей, на реализацию которых может быть направлена иностранная безвозмездная помощь. «На сегодня в законодательстве есть перечень целей, на которые она может быть получена. Но эти цели достаточно узки, среди нет ни охраны окружающей среды, ни гендерного равенства, ни прав человека, ни социальной поддержки женщин, — сказала она. — В проекте декрета этот перечень не изменяется. При этом вводится понятие гуманитарных программ и проектов, реализация которых может быть направлена на более широкие цели. Однако они могут быть реализованы только совместно с государственными органами».

В то же время, отметила Смолянко, широкое привлечение иностранной безвозмездной помощи может существенно снять нагрузку с государственного бюджета. «Это, в первую очередь, касается социальной сферы: здравоохранения, социальной помощи пожилым и детям, охраны окружающей среды. На сегодня экономическая ситуация у нас не самая радужная, поэтому было бы очень логично совершенствовать законодательство об иностранной безвозмездной помощи, направив его в позитивное русло, способствующее привлечению из-за рубежа денежных средств», — сказала она.

Как показывает опыт постсоветского пространства, сообщила Смолянко, наибольшее количество средств из-за рубежа привлекается в страны, в которых регулирование получения иностранной безвозмездной помощи достаточно свободное, где отсутствует разрешительный принцип ее получения. Такие страны, как Армения, Грузия, Кыргызстан, отметила она, получают от иностранных инвесторов сотни миллионов долларов в год.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 1
  • "ПРОТИВ" : 0