Когда родители смогут отдать ребенка с особенностями психофизического развития в обычную школу?

Почему к разработке концепции инклюзивного образования чиновники не допускают общественные организации?

Для многих белорусских детей диагноз: умственная отсталость становится барьером на пути к знаниям. Хотя, как свидетельствует зарубежный опыт, такие дети могут учиться в обычной школе.

 –– Когда моей дочке было восемь месяцев, наши специалисты предрекали, что с диагнозом тяжелая умственная отсталость, школы в ее жизни не будет. В США, где мы четыре года занимались реабилитацией, сказали, что наш ребенок сможет учиться в обычной школе. Теперь она читает на двух языках, считает, -- говорит директор Центра проблем детского развития» «Левания» Инга Дубинина.

Тем не менее, по словам Инги Дубининой, для ее шестилетней дочери с психофизическими особенностями и 4-й степенью утраты здоровья дорога в специальную школу, где она будет несколько лет учить алфавит.

Хотя Инга, как и другие родители особенных детей, считают, что должен быть выбор: где учиться.

Педагог-дефектолог Вера Хитрюк поясняет, что формально право выбора есть. По ее словам, родители могут и не согласиться с решением психолого-педагогической комиссии, которая направляет ребенка на учебу в то или иное учреждение образования. Однако в обычной школе для ребенка с особыми потребностями, вряд ли, будет специальная методика, сопровождение, безбарьерная среда.

–– Право выбора учреждения образования должно реализовываться гибко и безболезненно, –– отметила Вера Хитрюк. ––В школах нужно создавать условия для ребенка. Родители, которые считают, что ребенок с инвалидностью может обучаться в обычной школе и будет чувствовать там себя комфортно, должны иметь возможность его там обучать. Точно также они должны иметь право отказаться от использования этой возможности, перейдя в систему специального образования.

К разработке Концепции инклюзивного образования допускают не всех

Как отмечает Вера Хитрюк, система спецобразования в Беларуси хорошо развита.

Власти также пытаются развивать и инклюзивное образование, суть которого заключается в том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные и иные особенности, должны иметь право обучаться вместе со своими сверстниками в обычной школе.

При отделе специального образования Министерства образования Беларуси создана группа, занимающаяся разработкой проекта Концепции развития инклюзивного образования.

Ряд общественных организаций: Офис по правам людей с инвалидностью, «Дети.Аутизм. Родители», ОО «Откровение», Ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, обратились с просьбой включить их представителей в группу.

Однако чиновники проигнорировали эту просьбу.

–– Мы не сможем участвовать в процессе разработки концепции. Меж тем документ создается для наших детей, -- говорит Инга Дубинина

Вера Хитрюк, которая входит в группу разработчиков концепции, считает, что в проекте пока нет идеи развития инклюзии.

–– Право выбора учреждения образования в концепции лишь декларировано, а заинтересованные стороны настаивают, что оно должно быть реально гарантировано, -- подчеркивает кандидат педагогических наук.

По ее словам, очень важно чтобы образование было доступным для детей на всех уровнях: детсад, школа,  вузы. При этом принципиально, чтобы родители детей с особенностями развития имели выбор: учить ребенка в специализированных, общих заведениях или дома.

-- У нас мало времени на внесение изменений. Ведь речь идет о детях, которые живут сегодня и нуждаются в том, чтобы был документ, который дал бы им право на включение в образовательные процессы, -- отмечает Вера Хитрюк.

Ни одного доступного университета для студентов с инвалидностью!

Не лучше обстоят дела и в сфере высшего образования. Там проблемы людей с инвалидностью только множатся.

Социолог Ирина Дунаева напоминает о сложностях с транспортным обеспечением, отсутствием безбарьерной среды и даже приеме на учебу.

–– При выдаче справки о состоянии здоровья нередко путают право на получение образования и на работу: ставится знак равенства между невозможностью работать по той или иной специальности и правом учиться, –– отмечает Ирина Дунаева

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский констатирует, что доступность за последние пять лет не улучшилась.

–– Как не было ни одного доступного университета, так и нет. Хотя в стране насчитывается около 1600 студентов с инвалидностью. В ближайшей перспективе ожидать появления такого вуза не приходится, -- прогнозирует экспаерт.

Он считает, что произошла девальвация понимания доступности и инклюзии.

–– В нашем обществе сам статус инвалида –– уже определение дискриминированной личности, -- говорит эксперт.

По его мнению, нельзя развивать инклюзию только в образовании без подтягивания других сфер.

–– Если мы говорим об инклюзии в системе высшего образования, чаще всего представляем, что студент сидит за партой. За парту любого можно усадить и свести процесс образования к нахождению в аудитории. Для развития инклюзии сегодня нужно как минимум создать качественную Концепцию инклюзивного образования, -- подчеркивает Сергей Дроздовский.

Справка «Завтра твоей страны»

По данным Министерства образования в 2014 году лишь 26 учреждений среднего образования Беларуси (0,8% от общего количества) полностью соответствовали требованиям к безбарьерной среде. Прогнозируется, что к 2020 году безбарьерная среда жизнедеятельности будет создана в 10% учреждений среднего образования.

В соответствии с Государственной программой развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы создаются опорные учреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию. В Сейчас насчитывается более 330 таких учреждений. К 2020 году планируется, что 20% белорусских школ будут осуществлять инклюзивное образование.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 3
  • Балл: 5