Народный контроль: Как заставить власть отчитываться за казенные деньги?

Почему чиновники не советуются с бизнесом и простыми гражданами при планировании бюджета

В отличие от других развитых стран в Беларуси и граждане, и бизнес полностью исключены из двух важнейших стадий бюджетного процесса: согласование интересов на этапе планирования бюджета, а также контроль и аудит за его целевым и эффективным исполнением. Нас просто ставят перед фактом: вот такой будет бюджет, вот такие будут налоги, а вот так в общих чертах мы потратили ваши деньги и нас не волнует ваше мнение по этому поводу.

Роль фискальной прозрачности в увеличении эффективности государственных расходов стала предметом исследования Немецкой экономической группы в Беларуси и Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента.

Исследование показывает, что прозрачность и доступность данных о бюджете страны способствуют борьбе с коррупцией и двойной бухгалтерией на предприятиях, снижают стоимость обслуживания государственного долга и улучшают кредитные рейтинги страны. Обычному гражданину это дает возможность получать более качественную медицину, образование и социальную поддержку при меньшем количестве налогов, пошлин и других поборов со стороны государства.

Одной из самых важных процедур управления государственными финансами является бюджетный процесс, поскольку он обеспечивает государство, а значит и нас с вами, финансовым планом. Это законодательно определенный порядок действий различных государственных органов, в ходе которых формируется не только сам бюджет страны на очередной год, но и большое количество сопутствующих документов без которых как создание, так и контроль за расходованием бюджетных средств являются не эффективными или даже невозможными.

В лучшей мировой практике выделяют минимально необходимый джентельменский набор из восьми документов, каждый из которых соответствует определенной стадии бюджетного процесса. Среди них: предварительное бюджетное заявление, бюджетное продолжение исполнительной власти, утвержденный бюджет, гражданский бюджет, текущий отчет, полугодовой обзор, годовой отчет и аудиторский отчет.

Если о бюджете Беларуси и отчете о его исполнении известно многим, то слышал ли кто-нибудь о существовании других документов? А если не слышали, то существуют ли они?

На самом деле в Беларуси разрабатываются все перечисленные отчеты, кроме гражданского бюджета. Разрабатываются, но не публикуются. А вот почему они не публикуются — это большой вопрос. Может быть, чиновники считают, что знают лучше, что нам надо знать, а чего знать не стоит. А, может, чиновники думают, что граждане и бизнес некомпетентны и не смогут разобраться в том, сколько они заплатили налогов и какие услуги от государства получили за свои деньги. Или, например, чиновники берегут наши нервы и не хотят нас расстраивать.

Единственным внешним контролером бюджетных финансовых потоков остается Комитет государственного контроля, который в основном следит не за эффективностью расходов государственных средств, а за соблюдением финансового законодательства. В результате директора государственных предприятий заинтересованы не в развитии бизнеса, прибыли и инвестициях, а в составлении «красивых» отчетов, которые бы удовлетворили КГК и другие силовые органы.

Без учета интересов общества и бизнеса при формировании бюджета, без прозрачности и подотчетности всей системы государственных финансов, которая должна включать не только бюджет, но и внебюджетные фонды, Банк развития и различные государственные программы, устойчивое развитие экономики и страны просто невозможно.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 4.7