Быть ли выборам более демократичными?

Президентские выборы в Беларуси пройдут не позже 20 ноября 2015 года. А избирательная кампания может стартовать уже в августе.

В январе Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия», кампания «Говори правду», Партия БНФ и Движение «За свободу» подписали соглашение о совместном наблюдении за президентской гонкой — «Право выбора».

Сейчас заканчивается разработка изменений и дополнений в Избирательный кодекс. Что за ловушки для оппозиции заложены в законодательстве? Какие изменения предлагает «Право выбора»? Есть ли шансы, что власти прислушаются к наблюдателям?

На вопросы «Свободных новостей плюс» ответил координатор кампании наблюдения «Право выбора» Денис Садовский.

— Наибольшие возможности для фальсификации представляют несколько пунктов. Это невключение представителей оппозиции в избирательные комиссии, непрозрачный подсчет голосов с недопуском наблюдателей к его проведению, а также досрочное голосование и принуждение, либо поощрение граждан Беларуси к досрочному голосованию. Вот основные факторы, которые использует власть для фальсификации «выборов».

Из нововведений можно отметить отказ от государственного финансирования избирательных кампаний и создание так называемых избирательных фондов. На практике получается, что провластные кандидаты, используя административный ресурс, получат большие возможности для агитации, а продемократические фактически оказались без финансирования. Ведь все мы знаем, что за материальную помощь оппозиции власть может оказать давление или даже репрессии в отношении человека либо организации, поддерживающих демократов.

— Какие изменения принципиальны, чтобы избирательное законодательство стало выглядеть действительно демократично, цивилизованно?

— Мы разрабатываем наши предложения по реформированию избирательной системы и будем настаивать на их рассмотрении. Но главное условие для проведения демократических выборов — изменение правоприменительной практики. Даже те законы, которые сейчас существуют, не исполняются. Поэтому говорить про демократичность выборов нельзя, изменив только избирательное законодательство.

Это — только одно из направлений, требующее реформирования. Ведь в Беларуси, кроме избирательного законодательства, еще существует недемократическая судебная система, дискриминационный закон о деятельности политических партий и другие правовые акты, которые непосредственно оказывают влияние на проведение выборов.

— Существует ли шанс, что на фоне нормализации отношений с Евросоюзом белорусские власти пойдут на изменение избирательного законодательства?

— Разрабатывая изменения в избирательное законодательство и настаивая на их рассмотрении, мы предоставляем властям шанс продемонстрировать — готовы ли они реально к диалогу с обществом и демократическим преобразованиям. Если мы не будем предлагать никаких изменений, то властям и не нужно ничего реформировать. А уж пускай вертикаль решает, готова она идти на реальные шаги либо нет. Соответственно, и наши предложения, и реакцию чиновников будут оценивать международные наблюдатели, которые в итоге и заявят о демократичности либо недемократичности выборов.

Учитывая наметившуюся тенденцию потепления отношений между ЕС и властями Беларуси, без выполнения с нашей стороны требований Брюсселя, в том числе, и без освобождения политических заключенных, у власти нет никакой мотивации менять избирательный процесс. Зачем? С ней и так общаются на высшем уровне, снимают ранее веденные санкции и т.д. Все эти процессы только консервируют ту систему правления, которую выстроил Лукашенко.

Эксперт в сфере избирательного права Сергей Альфер: До президентской кампании — никаких изменений

— Думаю, до президентских выборов никаких серьезных изменений в законодательстве не произойдет. «Ухудшение-улучшение» отношений с Евросоюзом происходит циклично, по синусоиде «холодно-теплее». Для «потепления» сделаны два изменения в избирательное законодательство, причем один раз — под эгидой ОБСЕ. Но это не носило существенный характер и позволяло властям конструировать избирательный процесс по собственному усмотрению, без оглядки на иные структуры гражданского общества.

Я не верю, что изменения в Избирательный кодекс могут сделать избирательный процесс более прозрачным и открытым, — считает Сергей Альфер.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 3