Контрольная для Минобразования: учат ли белорусских школьников применять знания в жизни?

Как мобилизовать государство на повышение качества образования?

Всемирный банк оплатит PISA

О решении Беларуси принять участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) сообщила заместитель министра образования Раиса Сидоренко на брифинге в Минске 23 января. В этом году планируется подать заявку и перечислить денежный взнос, а в 2018-м — подключиться к многоплановому мониторингу, оценивающему грамотность в разных странах мира.

Участие в PISA обойдется Беларуси примерно в 40 тысяч долларов. Финансирование будет осуществляться из денег, выделенных Всемирным банком на реформирование системы белорусского образования.

–– Эти деньги пойдут на привлечение консультантов по итогам проведения тестирования и дальнейшую работу, направленную на улучшение содержания образования Беларуси,  –– цитирует Раису Сидоренко БелаПАН.

Как отмечают эксперты, не имея информации о проблемах в подготовке учащихся средних школ в сравнении с другими странами, правительства теряют больше, чем составляет сумма взносов и внутренних расходов.

Без шока не обойдется

Беларусь остается пока одной из немногих европейских стран, которые не участвуют ни в одной из независимых систем оценки качества образования.
Член Общественного Болонского Комитета Ольга Крыжановская отмечает, что за последние три года, со времени, когда Беларуси отказали во вступлении в Болонский процесс, в части контроля качества образования в стране ничего не изменилось.

–– Основным органом, который осуществляет контроль образования, был и остается Департамент контроля качества, находящийся в ведении Министерства образования, — говорит эксперт. — Внутренний контроль обеспечивается так называемой процедурой самообследования. По сути, вся система контроля плохо вписывается в рамки европейских тенденций.

Неприемлемо, отмечает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев, когда Министерство образования «само управляет учебным процессом и само себя контролирует».

Эксперт считает важной стороннюю международную оценку качества образования. PISA он называет «оптимальным инструментом».

–– Что бы ни говорили об успехах белорусской системы образования, без оценки на соответствие международным стандартам это голословные утверждения, — считает эксперт. — Пока мы не поймем, где находимся, непонятно, что надо делать. В таких условиях трудно выстраивать систему модернизации образования.

Заместитель министра образования Раиса Сидоренко предупреждает, что, как правило, страны впервые участвующие в обследовании, оказываются в конце списка, то есть показывают худшие результаты.

–– Результаты PISA –– это достоверный показатель качества образования, –– говорит Владимир Дунаев. –– Страны, которые гордились в прежние годы своим образованием (например, Германия), в 2006 году испытали PISA-шок, так как увидели, что их успехи не блестящи.

Теперь Германия ставит задачу попасть в число середнячков. Россия по уровню знаний в области математики занимала неплохие места, но и ее не минул PISA-шок, так как мало знать, что дважды два четыре, надо уметь еще этим воспользоваться. Например, могут ли дети, проанализировав три документа, сделать вывод, применимый к реальной жизни. Речь идет о компетенциях, а не о наборе теоретических знаний.

— В противном случае знания теряют свою ценность, — подчеркивает Владимир Дунаев.

Самый высокий в мире уровень знаний по результатам PISA показывают финские школьники. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Владимир Дунаев отмечает:  желание быть успешным в соревновании между странами по качеству образования, измеряемого с помощью PISA, –– это не только вопрос амбиций. Исследование является хорошим и более надежным прогнозным индикатором экономического роста, чем средние показатели школьного образования. Считается, что каждые 50 баллов, которые добавляются в оценке качества образования, дают 1% прироста ВВП. Это мобилизует страны бороться за повышение качества образования.

Что оценивает PISA?

Для повышения своей конкурентоспособности все больше стран стремятся участвовать в PISA.

Это одно из крупнейших международных мониторинговых исследований в области образования, которое проводит Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).  Раз в три года эксперты оценивают, насколько учащиеся способны использовать полученные в школе знания в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.  В 2015 году планируется добавить тест на интерактивное решение комплексных проблем, включающий в себя оценку умения работать в команде и решать многофакторные задачи.

В 2012 году в пятом цикле исследования участвовало более 60 стран.  В том числе Азербайджан, Казахстан, Турция, Россия, страны Балтии.

Мониторинг и анализ информации о результативности на уровне школ позволяют выявить проблемные учебные заведения и предпринять корректирующие меры, в том числе перераспределяя ресурсы. Всемирный банк исходит из того, что сертификация качества школ, аудиты, внутренние индикативные показатели и централизованные экзамены могут сыграть важную роль в этом процессе.

В рамках программы PISA оценивается, насколько ученики, завершающие обязательное образование, приобрели знания и навыки, необходимые для полноценного участия в жизни социума. Три и выше — это тот уровень знаний и навыков, который нередко требуется на рынке труда. По сравнению со странами ОЭСР, в странах ЕЦА (региона Европы и Центральной Азии) значительно большее число учащихся, не получающих даже базовых навыков.

Одним из показателей масштаба проблемы является число 15-летних учащихся, продемонстрировавших навыки уровня 1 или ниже в рамках оценки PISA по чтению. Так в Кыргызстане 83% учащихся получили такой низкий балл. В Сербии их доля составила 32,3 %. Их низкие показатели указывают на значительные проблемы с использованием такого инструмента, как способность читать, для приобретения знаний и навыков в других областях — что является важным для работы в условиях глобальной экономики.

Эксперт: Беларусь демонстрирует непонятную скупость при финансировании образования Сачыце за рукамі: як Міністэрства адукацыі гуляе з намі ў напарсткі

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 4.4