ЖКХ: может ли система работать для народа?

Можно ли повышать тарифы на услуги ЖКХ, если их качество не улучшается?

После подписания в конце 2013 года указа о регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги активно начался процесс их подорожания.

По данным Белстата, за прошлый год услуги ЖКХ подорожали больше чем на 30%. По информации Комитета госконтроля, с 2011 до 2013 год стоимость «коммуналки» для двухкомнатной квартиры выросла почти на 78%.

При этом качество жилищно-коммунальных услуг за последние пятнадцать лет если и улучшилось, то этих изменений невооруженным глазом не видно.

В начале двухтысячных годов власти сделали попытку продумать реформирование системы ЖКХ. И казалось, что население, наконец, начнет получать качественные услуги и сможет выбирать их поставщика.

В 2003 году было принято постановление Совета Министров «О концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года». И если бы чиновники следовали прописанным в нем рекомендациям, мы уже были бы на 5-7 лет впереди в плане развития цивилизованной системы ЖКХ, считают эксперты.

Главной целью документа было реальное повышение эффективности и качества услуг.

Его разработчики надеялись уже к 2006 году сократить управляющий персонал, к 2010 году передать в частную собственность банное и гостиничное хозяйство.

Среди реформаторских идей в тексте не раз мелькала демонополизация. Планировалось, что к 2015 году все жилищно-коммунальные услуги будут предоставляться на конкурсной основе товариществами собственников.

А повышение  тарифов, как написано в документе, предполагалось «в зависимости от роста реальных доходов граждан и снижения себестоимости услуг».

В реальности даже половина запланированных действий не была реализована. И в 2013 году Совет Министров признал невыполненную концепцию утратившей силу.

Почему практически никакие эффективные меры по реформированию системы за эти годы не были воплощены в жизнь, остается непонятным. Но очевидно, что менять в ней надо не только цены для населения, а в первую очередь качество предоставляемых услуг и эффективность работы всех структур ЖКХ.

Кто заставит чиновников пойти на реформы?

Главными причинами необходимости провести структурные реформы заместитель председателя Партии БНФ Григорий Костусев называет непрозрачность усвоения ресурсов, проведения работ и подозрения в повсеместной коррупции в органах ЖКХ.

Только после того, как система жилищно-коммунального хозяйства Беларуси станет похожей на те, что приняты в цивилизованных странах, можно будет говорить о стопроцентной оплате услуг со стороны населения, считает Григорий Костусев.

По данным Минжилкомхоза по планам к концу прошлого года население должно было возмещать 35% стоимости ЖКУ. Бывшая председатель строительного кооператива  Ольга Ковалькова  считает, что белорусы уже возмещают не меньше 70%.

При таких обстоятельствах надо бы требовать у чиновников соответственных действий по развитию качества предоставляемых услуг.

Партия Белорусская христианская демократия при помощи экспертов разработала проект концепции реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства Беларуси.

В ней предусмотрены изменения инвестирования в экономное расходование ресурсов, развитие конкуренции среди  организаций, которые предоставляют услуги ЖКХ, и введение системы адресной помощи определенным категориям населения на оплату ЖКУ.

Первым этапом реформ могло бы стать создание альтернативы ЖЭСам на рынке услуг ЖКХ, чтобы удовлетворить потребности населения.

По словам соавтора проекта Концепции Ольги Ковальковой, жители многих новостроек хотели бы обслуживаться у частных поставщиков услуг. Но товарищества собственников и частные управляющие компании изначально поставлены в неравных условиях с госструктурами, занимая меньше 1% рынка. При этом жилищно-строительные кооперативы независимо от их желания часто вынуждают подписывать договоры о предоставлении услуг с ЖЭСами.

Такими действиями представители ЖКХ подтверждают свои опасения потерять клиентов. Ведь качественное обслуживание привлечет массы, даже если будет обходиться им несколько дороже.

Рыночные отношения вынудят поставщиков услуг повышать их качество.

Если просмотреть высказывания на форумах, становится ясно, что белорусы готовы будут оплачивать всю стоимость предоставляемых услуг только когда вырастет их качество, появится возможность выбирать организацию – поставщика услуг, когда чиновники начнут отчитываться, как они тратят «освоенные» средства и формируют тарифы, а также если доходы населения будут позволять покрывать такие затраты.

И достичь этого можно, если заняться реформированием системы не в отчетах перед вышестоящими госструктурами, а на деле.

После доработки проекта авторы планируют презентовать его общественности и обратиться к властям с предложением взять концепцию за основу для разработки новых программ.

Предложения экспертов для реформирования системы ЖКХ

Сократить многочисленный чиновничий аппарат и ликвидировать некоторые отделы ЖКХ при исполкомах. А сэкономленные средства пустить на реализацию реформ.

Передать частному бизнесу гостиничное хозяйство, бани, переработку бытовых отходов и содержание дворов.

Усовершенствовать правовую основу для негосударственных форм управления жилым фондом и создать экономическую основу с равными правами представителей рынка ЖКУ.

Ввести государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ.

Увеличить прозрачность действий чиновников.

Принять комплекс мер по снижению потребления энергии жилым фондом.

На первое время проведения реформ заморозить тарифы на ЖКУ. А потом повышать их с условием, чтобы затраты общего дохода среднестатистической семьи не превышали  25%.

Реформа ЖКХ: кто составит конкуренцию государству? Как поляки живут без ЖЭСов и ЖРЭО?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.9