В Беларуси скоро появится аудит социальной ответственности

Бизнес не может существовать в изоляции от общества и государства. О присоединении к Глобальному договору, который призывает лидеров деловых кругов брать на себя определенные обязательства перед обществом заявили уже 26 белорусских компаний. Пока ценности социальной ответственности бизнеса (СОБ) и их обсуждение -- новинка для Беларуси, считает одна из самых активных участников инициативы СОБ в Беларуси, директор Центра системных бизнес-технологий «Сатио», доцент Жанна Гринюк. Но не за горами то время, прогнозирует она, когда различные корпоративные союзы начнут координировать свои действия в вопросах социальной ответственности, наладят диалог с правительством и обществом.

-- Как возникла сама инициатива и как можно оценить уровень социальной ответственности бизнеса сегодня?

-- Нельзя сказать, что идея возникла в голове одного человека. На определенном этапе каждый из корпоративных союзов разрабатывал собственный этический кодекс поведения бизнеса, но отношение к нему было довольно формальное. По сути, если говорить об отношении к социальной ответственности и к этическому кодексу, то и сегодня, это зачастую напоминает отношение подростка к правилам дисциплины и порядка: говорят, что надо.

Меня лично всегда возмущали жалобы предпринимателей, что в этой стране ничего невозможно сделать -- такой абсолютно неконструктивный подход жертвы. Но пока я сама не занималась бизнесом, не хватало совести и наглости заявить: «Господа, вы не правы, надо брать руль в свои руки!». А когда занялась бизнесом, то пришлось столкнуться с целым комплексом очень сложных проблем, многие из которых до сих пор не разрешены. И я поняла, что на самом деле существует очень мощный барьер, который порой выталкивает бизнес в теневую сторону.

-- Твоя позиция изменилась?

-- Да, но позиция жертвы все равно осталась непонятной для меня. Ведь предпринимательский психотип подразумевает умение принимать нестандартные решения. Можно сказать, что идея зародилась вокруг внутреннего протеста -- мол, что жаловаться, давайте что-то делать. Образовалась группа людей. Спонтанно сформировалась идея выйти с инициативой и заявить, что белорусский бизнес сам отвечает за свое положение, берет ответственность за себя.

Почему мы сегодня говорим о новом рождении идеи социальной ответственности? Потому что впервые ставятся вопросы осознанности и смысла: а зачем это нужно самому бизнесу.

-- И зачем это нужно бизнесу?

-- Самое приземленное понимание -- это, так называемое, утилитарное: чем это выгодно бизнесу. Оно имеет право на существование. На этом этапе компании, как правило, ограничиваются благотворительными акциями, зачастую это близко к скрытой рекламе. Но то, что ты делаешь что-то хорошее, а не просто даешь взятку чиновнику, это согревает. Здесь утилитарный мотив попадает в синергию с тем, что ты делаешь нужное дело, и момент лоббизма вытесняется в область социальной ответственности бизнеса. Это первый приход компаний к идее социальной ответственности.

-- Но где граница между социальной ответственностью и простым желанием получить дополнительную выгоду? Например, во всем мире «поддержка» спорта считается очень прибыльным делом…

-- Я лично стою на позициях нормального здорового экономического эгоизма. Компания не может быть благотворительной, если она убыточна. Тогда возникает вопрос, может, лучше повысить зарплату своим сотрудникам, вместо того, чтобы спонсировать спортивные соревнования. Я придерживаюсь той позиции, что социальная ответственность – это серьезный емкий комплексный подход к ситуации, когда ты понимаешь, что именно влияет на благополучие твоего собственного бизнеса и того узкого круга людей, которые зависят напрямую от твоего бизнеса. И это следующий этап, когда компания уже осознает все сегменты, в которых она ответственна, и влияя на них, создает стабильность для собственного бизнеса.

Первый сегмент – это, конечно же, персонал. Любой бизнесмен, который продвигается серьезно, создает активную команду. У него рождается более осознанное понимание ответственности перед сотрудниками в отличие от той «ответственности», которая зачастую диктуется существующим законодательством: не заплатил налог, положил в конверт зарплату, не оформил трудовую книжку и так далее.

Второй сегмент, перед которым рождается ответственность -- это собственные потребители. Наступает момент, когда ты понимаешь, что нужно не просто стараться больше продать, а формировать лояльного потребителя, который предан тебе.

И третий сегмент -- это общество, понимание, что быть богатым невозможно в бедном обществе, что твой ребенок ходит в ту же школу, в которую ходят и другие дети. И ты понимаешь, что для стабильности нужно как-то обустраивать окружающие сегменты.

-- Какие проекты в области социальной ответственности сегодня реализуются отечественными компаниями?

-- Примеров много. Они очень разные. Мне очень нравится позиция Атлант-М. Это единственная компания, которая имеет собственную школу бизнеса. Если говорить о чистой благотворительности, то два года подряд мы покупаем билеты в цирк для белорусского Хосписа. Для этого мы собираем пул из нескольких компаний, но есть костяк – это «Онега», «Матадор» и «Сатио». В конце года планируем провести благотворительный бал компаний, которые стали участниками Глобального договора.

Есть проекты, которые можно делать совершенно без всяких затрат. Например, каждая компания проводит какие-то корпоративные выезды на природу. Компания Бритиш Американ Тобакко решила посадить во время такого корпоративного мероприятия лес на небольшой площадке. Великолепно! И команда сплотилась, и не напился никто, и сделали полезное дело.

-- Наверное, чему-то можно поучиться у западных компаний. Как там обстоят дела с социальной ответственностью?

-- В развитых странах уже разработан и действует стандарт ИСО 26000 по социальной ответственности, и основные уровни там прописаны: ответственность перед персоналом, ответственность перед обществом, экологический аспект. Также, как ИСО 9000, например, он является добровольным, но считается, что в определенных ситуациях его внедрение повышает конкурентоспособность бизнеса. Есть компании, которые себе в партнеры выбирают только тех, кто сертифицирован по данному стандарту.

Сегодня западные компании, особенно когда мы говорим о крупных корпорациях, ежегодно утверждают программы социальной ответственности, и в конце года, отчитываются по выполнению данной программы.

Возьмем тот же Майкрософт. С одной стороны, можно иметь претензии к этой компании за нарушение антимонопольного законодательства, агрессивную конкурентную политику, и это будет справедливо. Но есть целый ряд аспектов, которые компания возлагает на себя в плане социальной ответственности. И здесь она очень четко позиционирует себя, подчеркивая тот факт, что бизнес не может нести ответственность за все, что происходит на планете. Поэтому Майкрософт берет на себя ответственность за обучение, за поставку компьютерной техники, спонсирование программного обеспечения. Они мощно работают по повышению квалификации своих сотрудников, в области социальной ответственной перед персоналом при реструктуризации предприятия, когда меняются отделы, должностные обязанности и так далее. Они делают это открыто, пишут в своих отчетах.

Если говорить о будущем социальной ответственности в Беларуси, то можно прогнозировать, что через полтора- два года в Беларуси появится прецедент объявления и защиты отчета по социальной ответственности. Безусловно, это будет западная компания, представляющая в Беларуси крупную корпорацию.

Также можно прогнозировать, что вслед за этим в Беларуси появится новый вид услуги -- аудит социальной отчетности. Компании уже чувствуют потребность в этом.

-- Что еще необходимо сделать для повышения уровня социальной ответственности бизнеса в Беларуси? Какие есть планы по продвижению данной идеи?

-- Есть видение того, в каком направлении надо двигаться. Прежде всего бизнес сегодня должен способствовать диалогу. Практика показала, что в Беларуси любые протестные формы не имеют смысла, поэтому бизнес однозначно отказался от оппозиции. Сегодня бизнес -- это единственный сегмент, который готов быть конструктивным. Мы не можем диктовать правительству и президенту, как писать законы. Это бессмысленно. Мы понимаем, что мы должны вступать в диалог, приглашать к дискуссии, доводить до правительства информацию, что было бы лучше сделать с нашей точки зрения. Другого пути нет.

-- Получается диалог?

-- Пока мы только начинаем. К примеру, в рамках Глобального договора мы писали для правительства рекомендации по роли социальной ответственности бизнеса для белорусского общества. И нас выслушали на самом высоком уровне. Другое дело, что все эти инициативы чиновники нередко пытаются перевести на свой язык. И вот сейчас рождается документ, в соответствии с которым стандарт ИСО 26000 хотят сделать обязательным.

Не хотелось бы, чтобы Беларусь пошла по пути России -- там все больше завинчиваются гайки, о социальной ответственности говорит президент и правительство, возводя ее в ранг законодательства. Это самое опасное. Этого хотелось бы избежать.

Но диалог необходимо продолжать. Надо объяснять, что ответственность -- дело добровольное. И важно, чтобы правительство поддержало морально эту идею, высказало одобрение в отношении тех бизнесов, которые готовы взять на себя ответственность. Если говорить о позитивном диалоге с властью, то, конечно, бизнес надеется на определенные изменения прежде всего налогового законодательства в плане поддержки социальной ответственности. Сегодня бизнес платит большие социальные налоги, а вот купить проездной билет своему сотруднику или покормить его обедом – это уже можно сделать только за счет прибыли.

-- Помимо диалога с властью, что может предпринять бизнес?

-- Одна из главных задач сегодня – это повышение уровня компетенции, обучение руководителей компаний. Необходимо изменить отношение к социальной ответственности, показать, что не всегда это связано только с благотворительностью и большими затратами.

Второе направление – это совместные проекты самого бизнеса, координация деятельности по социальной ответственности. Например, в рамках Глобального договора мы будем инициировать проведение серьезного исследования, чтобы выяснить, а как белорусы относятся к социальной ответственности бизнеса. Во всем мире говорят, что уже появился потребительский сегмент, который очень чувствителен к ответственности бизнеса. Этот сегмент разрабатывается и изучается -- что это за люди, какой у них возраст, уровень доходов и так далее. Мы считаем, для отечественного бизнеса также будет интересно иметь информацию по такому сегменту, оценить перспективы его расширения.

Должна произойти и консолидация бизнес-союзов -- мой прогноз положительный в этом направлении. Я думаю не за горами то время, когда будет создан хотя бы какой-то координационный совет, который будет согласовывать действия различных корпоративных союзов в вопросах социальной ответственности.

Необходимо расширять диалог с разными группами, общественными организациями. Только межсекторальное взаимодействие способно изменить ситуацию. В этом плане главное пожелание к сектору общественных организаций, чтобы туда приходили менеджеры, которые способны сформулировать задачу для бизнеса, реализовать совместный проект. Пока эти слои разорваны. Первой ступенькой в широком диалоге между бизнесом и обществом должно стать формирование взаимного доверия.

Беседовала Ирина КРЫЛОВИЧ

  • Оцени статью: