Перемены без личной ответственности

34,4% опрошенных уверены, что в ближайшие пять лет возможны кардинальные изменения во внешней и внутренней политике Беларуси.

Большинство белорусов поддерживают идею реформ, однако само понимание реформ остается преимущественно патерналистским.

Согласно данным зарегистрированного в Вильнюсе Независимого института социально-экономических и политических исследований, кардинальных перемен в Беларуси хотели бы 51,9% граждан, а поддержка рыночных реформ еще выше - 63,2%.

Однако понимание реформ и преобразований у белорусов весьма специфично: только 44,1% считают, что реформы должны привести к уменьшению роли государства в жизни общества, предоставлению большей свободы гражданам, а 46,4% - наоборот, полагают, что реформы должны быть направлены на усиление роли государства в обществе. (Схожие данные были получены Белорусским институтом стратегических исследований (BISS, Вильнюс) в ходе исследования общественного мнения в рамках проекта «Рефорум».)

При этом следует отметить, что ранее, в ходе опроса НИСЭПИ в апреле 2013 г., двумя самыми популярными реформами, с точки зрения белорусов, оказались повышение минимальной зарплаты (61,7%) и пенсии (41,8%).

В этой связи интересно, что большинство (27,8%) сегодня считают, что президент Беларуси Александр Лукашенко «медленно, но верно идет по пути реформ к цели». При этом 34,4% опрошенных уверены, что в ближайшие пять лет возможны кардинальные изменения во внешней и внутренней политике Беларуси.

Комментируя итоги исследования НИСЭПИ, аналитик Сергей Николюк в интервью «БР» отметил, что в самом обобщенном виде белорусское общество можно разделить на две группы.

Первая группа - это люди, способные к самостоятельному развитию, люди преимущественно молодые, образованные и живущие в больших городах.

Вторая группа обладает противоположными социально-демографическими характеристиками: «Эти люди неспособны в современных условиях выжить без государственной опеки, поэтому они поддерживают, как правило, не просто Лукашенко (им на самом деле фамилия неважна), они поддерживают того лидера, который олицетворяет патерналистское государство».

Вторая группа составляет большинство в белорусском обществе, и это следует понимать, анализируя отношение белорусов к реформам.

«Общий уровень реформаторских настроений в обществе, как правило, просто отражает уровень довольства или недовольства текущей экономической ситуацией. Если экономическая ситуация ухудшается, то потребность в реформах растет. Но когда мы начинаем анализировать, что же люди понимают под реформами, каких реформ от власти они ожидают, то оказывается, что люди в первую очередь ожидают повышения зарплаты и пенсии. И тут встает вопрос: а что же такое реформы? Реформы - это деятельность по расширению пространства свободы. А здесь же взгляд чисто патерналистский: мы хотели бы, чтобы власть что-то для нас сделала. И когда ситуация ухудшается, то спрос на подобный вид реформаторства у нас растет», - отмечает аналитик.

Исходя из этого, следует понимать и сущность политических рейтингов в белорусских реалиях. Если на Западе рейтинг политика - это оценка обществом его деятельности, то в Беларуси рейтинг - это не оценка текущей деятельности политика, а уровень надежд, возлагаемых на него (об электоральном рейтинге А. Лукашенко).

«У нас рейтинг имеет косвенное отношение к деятельности политика. Он отражает некий набор надежд. Политик, которого общество поддерживает, это политик надежд - надежд на то, что он что-то реформирует (повысит зарплаты, пенсии и т. д.) и в целом улучшит наше благосостояние. Это взгляд общества на реформы: реформы - это то, что улучшает благосостояние, но ни в коем случае не то, что повышает нашу личную ответственность за свою судьбу или дает возможность эту ответственность реализовать», - поясняет эксперт.

Такой взгляд базируется на самом восприятии государства как института, распределяющего между гражданами определенные ресурсы.

«Мы живем в ресурсном государстве. У нас не общество своими налогами поддерживает государство, у нас государство (в данном конкретном случае за счет российских дотаций) раздает их людям. В этом смысле главная функция Лукашенко - сидеть на этом мешке с ресурсами и их раздавать. Только у него лично, с точки зрения общественного мнения, есть такое право», — говорит аналитик.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что у оппозиционных политиков рейтинги традиционно крайне низкие - едва ли не на уровне статистической погрешности.

Чиновники из ближайшего окружения президента также не могут рассчитывать на высокие рейтинги. «Общество премьер-министра, конечно, знает, но не рассматривает его как политика, потому что политик - это тот, кто раздает ресурсы, а их в конечном итоге раздает один человек - такая у нас модель. И эта модель закреплена в сознании и менталитете большинства», — подчеркивает Сергей Николюк.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 4