Шесть тысяч подписей за реформу образования

Более шести тысяч подписей собрали молодежные организации под петицией в госорганы с целью модернизировать белорусскую систему образования. Молодежь не согласна с мнением Министерства образования о том, что наша страна готова присоединиться к Болонскому процессу, не проводя реформ.

Как рассказала Naviny.by председатель оргкомитета по созданию объединения «Молодые христианские демократы» Марина Хомич, МХД и «Студэнцкая рада» собирали подписи по петицией с обращением в органы государственного управления с октября. Петиция с подписями направлена в Министерство образования, Совет министров, Палату представителей и Администрацию президента.

В петиции отмечается, что дальнейшее развитие национальной системы высшего образования Беларуси может быть связано только с его тесной интеграцией в общеевропейское пространство высшего образования путем присоединения к Болонскому процессу. Чтобы начать реальную интеграцию белорусской системы образования в Болонский процесс, необходимо модернизировать государственную образовательную политику, отмечается в петиции.

«Это возможно путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Беларуси, в первую очередь в Кодекс об образовании», — отметила Марина Хомич.

Успеет ли Минобразования подготовить высшую школу к Болонскому процессу?

Предлагается ввести выборность и подотчетность ректоров академическому сообществу и социальным партнерам вуза — студентам, преподавателям, заинтересованным работодателям и другим.

«Важно, — отмечается в документе, — отказаться от практики применения краткосрочных контрактов с преподавателями, делающих их зависимыми от произвола администрации».

В петиции предлагается избирать преподавателей по конкурсу и гарантировать им сохранения рабочего места на весь срок избрания.

Как отметил в интервью БЕЛТА министр образования Михаил Журавков, присоединение к Болонскому процессу накладывает определенные серьезные обязательства на наши университеты:

«Это и преподавание на английском языке, и новые курсы, которые интересны для иностранных студентов. Сейчас мы планируем ввести новые междисциплинарные специальности на английском языке. Кроме того, нужно внимательно продумать, как мы будем выполнять требуемые правила и положения, которые там предложены. Например, система выборности ректоров реализована, но не во всех странах. Сейчас и мы думаем, как сделать нашу систему более прозрачной. В ближайшее время этот вопрос будет поднят на Совете ректоров».

Выборность ректоров и долгосрочные контракты с преподавателями — это не блажь европейцев, а способ защиты академических свобод и трудовых прав.

Как отмечает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев, законодательная база в Беларуси сориентирована на то, чтобы поощрять административный произвол. Ректоры выполняют приказы сверху, не несут ответственности за свои действия перед академическим сообществом, «и им не стыдно».

Преподаватель, в свою очередь, может чувствовать себя свободным в профессии только тогда, когда не боится, что его уволят по прихоти администрации, как это случается в Беларуси.

В петиции молодежных организаций отмечается важность обеспечения реального представительства студентов в органах управления вузов, для чего необходимо законодательное закрепление права студентов на создание органов самоуправления на уровне вуза и национальном уровне.

«Беларуси пора уже отказаться от практики принудительного распределения молодых специалистов и перейти к распределению только с добровольного согласия студентов и свободному выбору места работы», — отмечается в петиции.

При этом государственные гарантии первого рабочего места должны предоставляться студентам вне зависимости от того, обучались ли они на бюджетных или платных местах.

Авторы петиции видят необходимость в создании независимого национального фонда поддержки студенческой мобильности, который может дать возможность примерно 20% студентов белорусских вузов включиться в программы академического обмена с университетами по всему миру.

Пока же, отметил член Общественного Болонского комитета Павел Терешкович, «если студенты и преподаватели ездят за рубеж учиться или на стажировки, то благодаря европейским программам поддержки Беларуси».

«Международные связи самих белорусских университетов крайне слабы, а их партнерами чаще всего являются второстепенные зарубежные вузы», — сказал он.

Есть проблема согласования программ и признания кредитов белорусских и европейских вузов.

Также в петиции отмечается, что повышение качества обучения может происходить за счет ориентации его на требования работодателей. Студент должен иметь право «на выбор индивидуальной образовательной траектории» в соответствии с требованиями будущего работодателя к компетенциям выпускника.

Чтобы белорусские дипломы были хотя бы читаемы, а тем более признаваемы в ЕС, выпускникам белорусских вузов необходимо выдавать приложения к диплому европейского стандарта.

И, наконец, государство должно выделять ежегодно не менее 2% ВВП на государственную поддержку высшего образования.

Если власти сделают решительный шаг и проведут реформы, страна приблизится к европейским стандартам в системе образования. Это даст новый толчок для развития белорусской высшей школы, считают авторы петиции.

«Мы не против присоединения к Болонскому процессу, — заключила Марина Хомич, — Мы за реформы. Подчеркну, что наши предложения по приближению белорусской системы высшего образования к европейским стандартам являются реальными для выполнения в краткие сроки и не требуют значительных государственных затрат».

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 5