Власти не до пенсионной реформы. Надо тушить пожар

Пенсионная система нуждается в реформе, которая не сводится только к увеличению пенсионного возраста, утверждают специалисты. Впрочем, другие шаги требуют стабильной макроэкономической ситуации.

Почему и кому нужна реформа?

Проблемы с пенсионным обеспечением могут начаться из-за увеличения доли людей в возрасте старше трудоспособного. Главный научный сотрудник отдела динамики социально-экономических систем Института экономики НАН Беларуси Людмила Шахотько объясняет процесс тем, что в 1990-е годы и в начале 2000-х в Беларуси была низкая рождаемость. Это означает, что в ближайшее десятилетие в трудоспособный возраст будет вступать все меньшее и меньшее количество белорусов.

В Беларуси пенсия выплачивается по принципу солидарности поколений: пенсионеров содержат работающие. В начале 2014 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 403 человека старше. В 2009 году этот показатель составлял 359 человек. Однако дальше будет не лучше, а хуже.

В Беларуси детское население сокращается, а значит, прибавления в полку работающих за счет местного населения ожидать не приходится.

Согласно расчетам белорусских демографов, в результате предстоящих колебаний повозрастной структуры населения, а также изменений в динамике рождаемости и смертности на начало 2051 значительные изменения коснутся трудоспособного населения: его численность сократится на 1,5 миллиона. При этом на 370 тысяч человек увеличится численность населения в возрасте старше трудоспособного.

На сегодняшний день пенсионеры составляют 23,9% от численности всего населения и 40,3% от трудоспособного. Согласно прогнозу, к 2020 году доля пенсионеров в общей численности населения вырастет до 26,4%. К 2030 году доля пенсионеров составит 53,2% от трудоспособного населения.

Сотрудники Академии наук посчитали, что по сравнению с 2014 годом в 2030 ожидается сокращение соотношения плательщиков пенсий и их возможных получателей не менее чем на 35 %. Если ничего кардинально не изменится (вдруг в Беларусь не хлынут мигранты), в 2050 – 60%.

Динамика числа плательщиков пенсий и их получателей в Беларуси за период 2014-2051 годы

В результате изменений в бюджете Фонда социальной защиты населения может сформироваться структурный дефицит. Для плательщиков это означает, что платить в фонд придется больше. Согласно расчетам, которые делались на конец 2014 года, к 2030-му сумма пенсионных выплат должна вырасти на 20%. При этом увеличение только пенсионного возраста у женщин до 60 лет позволит сохранить объем выплат практически на нынешнем уровне.

На сегодняшний день в Беларуси расходы на выплату пенсий составляют 8,3% от ВВП. Для сравнения: в США – 10%, в Евросоюзе – 13%.

–– Пенсии составляют значительную долю социальных выплат, — говорит демограф Анастасия Боброва. — В Беларуси расходы на социальную защиту населения самые высокие среди стран СНГ. В 2013 г. расходы на социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) составляли 14,6% от ВВП, тогда как в России – 11,8%, Молдове – 13,2%, Казахстане – 4,1%, Армении – 7,3%, Украине – 8,9%. В странах ЕС расходы на социальную защиту населения значительно выше. В 2011 г. в соседней Польше данный показатель составлял 19,2%, Литве – 17%, Латвии – 15,1%, самый высокий показатель среди стран ЕС в 2011 г. был во Франции – 33,6%, Нидерландах – 32,3%, Германии – 29,4%.

Завуалированное повышение пенсионного возраста

В Беларуси нет резерва, чтобы увеличивать долю расходов на пенсии. Реформа пенсионной системы так или иначе упоминается, но дальше разговоров о повышении пенсионного возраста дело не идет.

По данным Всемирного банка, пенсионный возраст у нас значительно ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (65 лет).

Глава государства Александр Лукашенко в июне 2014 года не исключил возможности повышения пенсионного возраста в будущем:

 –– Не знаю когда, но думаю, что будет, потому что, наверное, мы одни остались, где пенсионный возраст –– 55 и 60 лет.

Однако перед выборами напрямую пенсионный возраст повышать не будут. Тем не менее с 1 января 2015 года минимальный трудовой стаж для назначения трудовых пенсий увеличен с 10 до 15 лет. Кроме того, на пять лет повышен возраст для обращения за минимальной социальной пенсией при отсутствии требуемого стажа работы –– до 60 лет у женщин и 65 — у мужчин.

–– Посмотрим в будущем, может, и здесь дополнительно сделаем определенные шаги. Это позволит отодвинуть назначение пенсии тем, кто по жизни никакого вклада в экономику не внес. Пусть эта социальная пенсия и небольшая, но если посмотреть в целом, то это миллиарды рублей, а в годовом исчислении, может, и триллионы, — заявил Александр Лукашенко.

Государство также пытается поощрить тех, кто работал долго. Для исчисления пенсии по возрасту за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин предусмотрено увеличение пенсии на 1% среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7% средней зарплаты работников в стране, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.

Серьезных альтернатив решения проблем пенсионной системы, которые позволили бы избежать повышения пенсионного возраста, в Беларуси не просматривается. Однако варианты все-таки есть. Правда, увеличение пенсионного возраста первый из них.

Как минимум надо увеличить пенсионный возраст для женщин

Еще в 2011 году начать реформы пенсионной системы рекомендовал Всемирный банк. Среди прочего предлагалось к 2020 году постепенно повысить пенсионный возраст женщин до 60 лет, к 2026-му — довести пенсионный возраст мужчин и женщин до 63 лет, а к 2030-му — до 65 лет.

Анастасия Боброва отмечает, что для увеличения пенсионного возраста надо принимать во внимание продолжительность жизни, которая в Беларуси ниже, чем в развитых странах.

–– Таким образом, это может являться ориентиром на долгосрочную перспективу. Другое дело дифференциация пенсионного возраста по полу. В среднем женщины живут после выхода на пенсию 25 лет, а мужчины 15. При устранении разницы между пенсионным возрастом женщины будут продолжать жить дольше мужчин на 6 лет, — отмечает эксперт.

Согласно прогнозу, выравнивание пенсионного возраста до 60 лет для обоих полов заметно сократит долю пенсионеров и снизит нагрузку на трудоспособное население.

Динамика демографической нагрузки без изменения пенсионного возраста и с учетом его роста за период 2014-2051 гг.

Демограф обращает внимание на то, что, по данным статистики, после выхода на пенсию продолжает работать 24% пенсионеров. С учетом низкого пенсионного возраста и высокого показателя участия пенсионеров на рынке труда повышение пенсионного возраста будет способствовать ослаблению финансовой нагрузки на пенсионную систему в будущем.

Поэтапное увеличение пенсионного возраста увеличит количество плательщиков пенсий и сократит количество получателей.

Не возрастом единым

В Беларуси очень много людей выходят на пенсию досрочно. И одно дело, когда речь идет о представителей таких профессий, которые связаны с особыми условиями труда (угольная, металлургическая, химическая промышленность). В 45 лет уходят на пенсию военнослужащие, есть досрочный выход на основании педагогического стажа.

Белорусские демографы предлагают создать систему переаттестации рабочих мест по прозрачной и понятной для всех участников процедуре.

Всемирный банк предлагал заменить индексацию пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки взносов и ввести условно-накопительные счета. Отечественные специалисты с этим согласны.

Анастасия Боброва отмечает, что приемлемым может стать создание добровольной пенсионной системы, взносы в которую платит сам работник. При этом он имеет право выхода из системы по заявлению. Однако развитие такой системы требует совершенствования деятельности накопительных институтов.

 –– Здесь нужна серьезная проработка вопроса и оценка степени готовности как с экономической, административной, так и с социальной и психологической точки зрения. Необходимо развивать фондовый рынок, чтобы организации, аккумулирующие пенсионные взносы, могли эффективно их инвестировать, –– сказала Анастасия Боброва.

Для этого необходима также макроэкономическая стабильность, что теперь является крайне проблематичным, отметил в комментарии «Завтра твоей страны» экономист Антон Болточко:

 –– Давно уже понятно, что пенсионную систему Беларуси ждут не лучшие времена. В бюджет государства закладываются средства для пополнения бюджета Фонда социальной защиты.

Между тем теперь Беларуси явно не до пенсионной реформы, «когда надо решать текущие проблемы, тушить пожар», поэтому пенсионный возраст и увеличивается посредством увеличения продолжительности периода работы, отмечает экономист.

–– Думаю, проблем с пенсиями нам не избежать, — прогнозирует Антон Болточко. — Например, их перестанут индексировать. Сейчас власти решают сложные текущие экономические проблемы. И это правильно: сначала тушим пожар, а затем меняем окна. Вопрос в том, надолго ли затянется процесс.

Но думать о пенсионной реформе, по словам эксперта, необходимо однозначно уже теперь, причем не зацикливаясь только на увеличении пенсионного возраста. Необходимо постепенное введение накопительной системы, а это процесс длительный.

Справка «Завтра твоей страны»

Пенсионный возраст в Казахстане и Таджикистане составляет 63 года для мужчин и 57 лет для женщин, в Литве 62,5 и 60 соответственно, в Латвии – 65 для обоих полов. В США, Японии, Канаде, Германии и многих других странах Западной Европы возраст выхода на пенсию достиг 65 лет.

Где на пенсии живется лучше? Каждая четвертая белоруска в возрасте 55 лет не хочет быть пенсионеркой

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 25
  • Балл: 4.5