Заработать на фокусах, портрете президента и вреде, нанесенном окружающей среде

Лучшее всего с безработицей борется предприимчивое поколение, которое со школьной скамьи генерирует интересные идеи и воплощает их в жизнь.

Проведенное в прошлом году НИСЭПИ исследование показало: около 80% опрошенных молодых белорусов видят свою перспективу в частном предпринимательстве, создании собственного дела.

Если активно обучать основам предпринимательства в школе, у нас может появиться целое поколение потенциальных бизнесменов, уверен креативный директор социального портала talaka.by Иван Веденин, который  свой первый бизнес-опыт получил еще в студенческие годы. 

Чем раньше молодежь начинает с знакомиться с бизнес-сферой, тем лучше, согласен и генеральный директор инкубатора малого предпринимательства «МАП ЗАО» Сергей Найдович.

Во многих школах Минской области уже преподают факультативный курс «Основы предпринимательской деятельности для молодежи». В столичном регионе работает больше 170 школьных бизнес-компаний, которые зарабатывают деньги. Однако, по мнению самих педагогов, в Беларуси пока нет стройной и отлаженной системы, которая позволила бы их ученикам пройти весь путь предпринимателя, начиная от регистрации фирмы, производства товаров/услуг, распределения прибыли и ликвидации компании. Кроме того, нет пособий и подготовленных в этой сфере специалистов, которые могли бы детям в доступной форме не просто рассказать, а показать на практике, как стать предприимчивым. 

Плюс в том, что белорусам не нужно придумывать велосипед, а можно присмотреться к успешному опыту наших соседей, которые на этом поприще добились успехов. Было бы желание.  

Ученические фирмы

Уже более 20 лет школьников в Эстонии обучают экономике и предпринимательству. Первопроходцам было сложно доказывать свою состоятельность, но после вхождения в ЕС в Эстонии стали действовать в соответствии с рекомендациями Европейской комиссии: ученические фирмы (УФ) – один из самых лучших способов обучения молодежи предпринимательству.  Сегодня по программам организации «JuniorAchievementEstonia» работают учащиеся не только старшей, но и младшей школы. 

Представитель организации «JuniorAchievementEstonia» Алена КАНТОР рассказала: если в 1992 году были зарегистрированы всего 2 УФ, то в 2013/14 учебном году – 220.

— Мы не ставим целью увеличение количества УФ, — объясняет Алена Кантор. – Участие в этой программе не является обязательным, только по желанию.

Представитель организации «JuniorAchievementEstonia» Алена Кантор

Плюсы УФ: возможность получить опыт управления и работы в команде, научиться нести ответственность за свои решения и анализировать, насколько эти решения эффективны. Участие в УФ дает возможность молодежи теоретические знания применить на практике, а также понять, каких знаний еще не хватает и какое дополнительное образование необходимо получить.

— Более того, многие учащиеся, поработавшие в УФ, начинают понимать важность образования. Допустим, они видят, что если бы они лучше знали математику и иностранный язык, то им было бы легче разбираться в бухгалтерии и представлять свои услуги  на международных ярмарках, — говорит Алена Кантор. – Очень часто середнячки, не имевшие возможности как-то себя проявить,  раскрываются, избавляются от стеснительности и становятся школьной знаменитостью. Эта уверенность зачастую позволяет ребятам реализовать себя во многих других направлениях. Участие в УФ – это яркое впечатление для молодежи, независимо от того, была фирма успешной или убыточной, рассорились ее участники или с честью вышли из кризисных ситуаций. В любом случае это очень хорошее средство против безработицы: молодежь, поработавшая в УФ, знает, как создавать новые рабочие места.

При создании УФ в Эстонии пошли по эффективному пути: это небольшие коллективы с минимум тремя участниками. Обычно в УФ объединяются 5-7 человек. УФ открывается на один учебный год. Участники УФ проходят весь путь с нуля: продумывают, какой деятельностью будут заниматься (предлагать услуги или производить товары); создают предприятие; выбирают руководителя и сотрудников, ответственных за конкретную часть работы; ищут клиентов или рынки сбыта; закрывают (ликвидируют) фирму.

Согласно исследованиям, проведенным по результатам работы УФ, среди 18-26 летних, работавших в УФ, после создали свои фирмы 16%, среди 30-40-летних – 32%. Из тех, кто не работал в УФ, соответственно, свои фирмы создали 3% и 18%.

Очень часто молодые люди после закрытия УФ продолжают работать вместе. Например, компания «Реалист» будучи УФ выпускала школьные тетради с формулами. Теперь эта фирма продает свою продукцию в пяти странах: она выпускает тетради с необходимыми базовыми понятиями по десяти предметам, в частности по экономике и предпринимательству.

В УФ «Три поросенка», которая предложила на рынке познавательные фокусы по физике и химии для детей, во время учебы в школе работали три человека. Теперь в компании работает более 70 человек, открыты представительства по всей Эстонии, а фирма специализируется на шоу-программах с познавательными фокусами, которые востребованы не только у детской, но и взрослой аудитории.

Идеи, которые предлагают УФ, поражают простотой. Еще более удивительно, как на эти идеи реагируют потребители. Например, одна УФ предложила такую услугу: нужно заполнить анкету и ответить на вопросы, на каком авто вы ездите, собираете ли мусор раздельно и т.д. После рассчитывается формула, согласно которой становится понятно, какой вред окружающей среде наносит конкретный человек. Для минимизации вреда нужно посадить определенное количество деревьев, которые фирма и предлагает купить и даже посадить. Эта услуга сейчас в Эстонии пользуется бешеной популярностью.

Еще в одной УФ начали свою деятельность с пошива тканевых футляров для мобильных телефонов. А популярность к продукции пришла после того, как ребята придумали поместить на чехлы портрет президента Эстонии.

Кстати, один из таких чехлов представители ученической фирмы лично вручили главе государства

Охота за мозгами

В Эстонии многие компании озабочены тем, как вырастить предприимчивое поколение, которое бы генерировало интересные идеи и воплощало бы их в жизнь. Так, концерн «EstiEnergia» создал для школьников программу развития предприимчивости ENTRUM, чтобы находить предприимчивых людей, которые бы внесли свой вклад в экономику страны. Ежегодно конкурс проводится в разных областях Эстонии. Для победителей предусмотрена стипендия в размере 3000 евро для развития своего стартапа. В прошлых сезонах победили следующие проекты: молодежная биржа труда; программа ученического обмена; интерактивный учебник.

В конкурсе, проводимом в 2014/15 учебном году в Вирумаа, могут участвовать стартапы в области инженерии, инфотехнологий, энергетики, сланцевой промышленности, креативной экономики и сферы обслуживания. Идея должна быть экономически жизнеспособной, содействовать улучшению жизни, делая ее проще, удобнее, красивее, здоровее.

В воплощении идеи в жизнь молодым людям помогают менторы – влиятельные бизнесмены, чиновники и т.д. Например, на открытии 5-го сезона ENTRUM в маленьком эстонском городке Йыхви присутствовал мэр города, который на презентации проектов присматривался к тем, кого бы он хотел патронировать.

Заинтересованность государства

Юных предпринимателей, закончивших школу, на произвол судьбы никто не бросает. Во-первых, если возникнут какие-то вопросы, то в Таллинне их помогут решить в Департаменте по предпринимательству. Например, только созданным фирмам предоставляется до 5 часов консультаций (бесплатно), в ходе которых можно узнать, в частности, об источниках финансирования. Предприниматели также могут претендовать стартовую помощь (пособие).

Спектр деятельности Департамента по предпринимательству очень широк. Так, департамент инициировал создание нескольких площадок, которые предоставляют молодым предпринимателям очень выгодные условия для работы (об этом читайте ниже). Еще одно важное направление работы – софинансирование недоходных учреждений (вузы и организации, работающие с молодежью и способствующие развитию их предприимчивого мышления).  

Для развития предприимчивости молодежи департамент проводит различные ярмарки инноваций и развития идей, поддерживает проведение конкурсов и стартапов. У молодых людей есть возможность с любой профессией познакомиться на практике, например, встать за прилавок продавца или заняться ремонтом в автомастерской. Руководителям практики за это и городского бюджета платят 2 евро в час.

В Таллинне очень популярна инициатива, когда студент весь день проводит с каким-нибудь чиновником или руководителем предприятия, наблюдая за его работой. Недавно студентка-международница с восторгом делилась тем, как она познакомилась со всеми тонкостями работы министра иностранных дел.   

Интерес вызывает еще одна функция, которую взял на себя департамент: во время кризисов и возрастающей безработицы населению предлагается помощь во временном трудоустройстве с оплатой из бюджета. Например, в 2008 г., когда было много сокращений, департамент инициировал открытие должности «Сопровождающий инвалидов-колясочников на общественном транспорте». Еще была открыта должность «Помощник учителя», которая востребована и сегодня в школах, где есть проблемные классы. На помощь государства могут рассчитывать и предприниматели, специально создающие рабочие места для безработных: они освобождаются от выплаты минимальной заработной платы в 355 евро.

Творческий инкубатор

В творческом инкубаторе, созданном по инициативе Департамента по предпринимательству, обрели пристанище дизайнеры одежды, украшений, фирма, предоставляющая услугу ретрансляции спортивных программ, компания, разработавшая уникальную методику обучения иностранным языкам, и другие организации.

Фирма, разработавшая уникальную методику обучения иностранным языкам

Молодым предпринимателям предлагается приобрести по очень выгодным условиям (дешевле в городе просто нет) пакет творческого инкубатора, предоставляющий возможность пользоваться кухней, офисным и техническим помещениями (компьютеры, жесткий диск, сервер), услугами секретаря и клининговой службы, конференц- залами, совещательными комнатами. Разработан пакет для предпринимателей, которые работают дома, но им нужен офис для деловых встреч.

Основной пакет творческого инкубатора предоставляется сроком на 36 месяцев и предполагает, что за это время образовавшаяся фирма прочно встанет на ноги и сможет дальше работать без посторонней помощи. Конечная цель – вывести фирму на экспортный рынок. Резиденты творческого инкубатора имеют возможность получить помощь консультантов. Специальная комиссия решает, в каких именно консультациях фирма нуждается.

Как рассказала руководитель проектов инкубатораКади-Лийс АЛЛЕН, при рассмотрении кандидатов оценивается, смогут ли они начать работать, есть ли у них перспективы для роста, в том числе, экспортного. Среди резидентов, в которых поверили и дали возможность воспользоваться услугами творческого инкубатора, были и фирмы на грани банкротства, у которых потом дела пошли в гору, и коллективы, имеющие только идеи. В таком случае для начинающих предпринимателей проводят тренинги, помогают изменить или грамотно свою идею оформить, составить бизнес-план, наладить контакты – и полный вперед!

Площадка для стартапов

Пожалуй, самое культовое место в Таллинне для начинающий предпринимателей – GARAGE48, где родились многие интересные проекты.  Во время проводимых площадкой Недель развития гуру бизнеса знакомятся с представленными идеями и выбирают лучшую. Победитель получает возможность собрать команду, привлечь инвесторов и воплотить свою идею в жизнь. GARAGE48 специализируется на проведении тематических стартапов, например, для привлечения к предпринимательской деятельности людей с инвалидностью.

Среди пользующихся популярностью идей, родившихся на площадке GARAGE48, - создание мобильного приложения для доноров, позволяющее оперативно узнать, какая группа крови срочно необходима и сколько жизней спас конкретный человек.

В Эстонии поражает отношение серьезных людей к казалось бы глупым идеям, которые становятся жутко популярными. Например, группа молодежи сконструировала робота, который «писает» снегом, а помогали им в этом профессоры-менторы. Эта игрушка предназначена для тех людей, которые никогда не видели снега.

Молодой предприниматель Керли ВЕРНА рассказала, как благодаря GARAGE48 ей удалось начать свое дело: девушка организовала фирму, предлагающую краткосрочные вакансии от нескольких дней до нескольких недель в разных сферах.

— Я изучала экономику в университете, теоретическая база у меня была хорошая, однако нас учили тому, как работает уже созданная фирма, а вот как запустить новый проект, тем более в новой области, на это ответов не было, — призналась молодая бизнесвумен.—  А я очень хотела создать свое дело, поэтому пошла со своими идеями в GARAGE48, где познакомилась с людьми, с которыми, возможно, больше нигде бы не встретилась. И команда единомышленников образовалась сама собой. GARAGE48 также предоставил возможность протестировать свою идею и понять, будет ли она интересна обществу.

Молодой предприниматель Керли Верна

Главный совет для начинающих предпринимателей от Керли Верна: нужно определить проблему, пути решения которой станут смыслом предпринимательской деятельности. И всегда нужно задавать себе вопрос: нравится ли ваша идея потребителям? Если да – значит вы на правильном пути.

— Я считаю, что нет смысла писать бизнес-план – это устаревший подход, — ломает все стереотипы Керли Верна. – Сегодня все меняется очень быстро, поэтому нужно следить за ситуацией на рынке и быстро реагировать на все изменения, а не заниматься формальной писаниной. Безусловно, планирование должно присутствовать, и для этого существует удобный формат – Businessmodelcanvas, который сегодня очень популярен на стартапах.

В стенах вуза

В Таллиннском техническом университете (ТТУ) сегодня можно получить не только теоретические знания, но и осуществить необходимые любому человеку практические действия в различных мастерских. Для студентов вуза все бесплатно, а у детей есть возможность работать на безопасных станках, которые исключают получение производственных травм.

В ТТУ для проведения стартапов помещения предоставляют бесплатно. Многие фирмы, в том числе, известные брэнды, выделяют молодежи бесплатно оборудование для тестирования своих разработок, а также берут студентов на практику и трудоустраивают.

Почему креативный белорусский программист мечтает уехать в Калифорнию? Азбука бизнеса: как готовят новое поколение предпринимателей в Сморгони

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 6
  • Балл: 4.3