Через автономию — в Европу

Предоставление большей автономии университетам и избрание ректоров академическим сообществом должны стать первыми шагами по реформированию системы высшего образования Беларуси.

Такое мнение в интервью «БР» высказал член Общественного Болонского комитета Андрей Лаврухин.

Эксперт подчеркивает, что право самостоятельно избирать ректоров является неотъемлемым правом университетов всего мира, однако белорусским вузам в этом отказано.

«Я еще понимаю, что когда речь идет о назначении президентом ректора, то это политическое решение. Но вот вам не политическое решение или не совсем политическое - финансовая автономия, возможность использования финансовых средств, которые выделяются вузу, по усмотрению самого университета. Возможность планировать свой бюджет не на год, а на более долгосрочный период, и решать задачи исходя из внутреннего понимания приоритетов расходов и доходов. Этого университеты лишены - значит, они не могут принимать ответственные и самостоятельные решения», — констатирует член Общественного Болонского комитета.

Все это необходимо для того, чтобы университеты могли достойно конкурировать на международном рынке образовательных услуг. «Вот те условия, без которых оживление системы высшего образования невозможно», — подчеркивает он.

Напомним, в ноябре нынешнего года Минобразования направило повторную заявку на вступление в Болонский процесс и присоединение к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО). Очередное рассмотрение белорусской заявки должно состояться в мае 2015 года.

Беларусь снова не подготовилась к вступлению в Болонский процесс?

В связи с этим Общественный Болонский комитет подготовил меморандум, в котором отмечается, что в Беларуси не наблюдается позитивных изменений в законодательстве и практике реализации фундаментальных европейских академических ценностей. Комитет призвал выработать дорожную карту «имплементации европейских академических ценностей в законодательство и практику белорусского образования».

Предоставление большей автономии университетам является одной из составляющих этой дорожной карты, а более подробно предложения по реформированию высшего образования Беларуси изложены в «Белой книге», подготовленной Общественным Болонским комитетом еще в 2013 году.

Как поясняет Андрей  Лаврухин, проконтролировать реализацию этой дорожной карты будет, конечно, непросто, ведь в Болонском процессе не предусмотрены меры принуждения. Поэтому «без доброй воли со стороны государства» нельзя будет рассчитывать ни на какие преобразования. Однако дорожная карта в любом случае необходима.

«Мы рассчитываем на то, что даже если Беларусь примут в Болонский процесс, было бы хорошо для всех обозначить ту карту, которая позволит измерять продвижение по пути интеграции в Болонский процесс, чтобы это все не скатилось к такому формализму, когда галочки будут проставлены, а все останется, как было. Поэтому-то мы и говорим о доброй воле государства. Мы исходим из того, что само государство заинтересовано в том, чтобы система образования Беларуси модернизировалась и была более эффективной, а не оставалась совершенно архаичной и не способной отвечать на  вызовы, перед которыми она оказалась», — поясняет Андрей Лаврухин.

Он считает, что для модернизации системы образования Беларуси в равной степени нужны и законодательство, и практика его применения. Парадоксальным явлением в этом смысле является нынешний Кодекс об образовании, который, по словам А. Лаврухина, больше напоминает «армейский дисциплинарный устав».

«Если ориентироваться сейчас на этот кодекс и жить «по уставу», то мне кажется, это самый страшный сон, который может присниться. Это окончательно убьет жизнь в университетах. Нынешняя ситуация держится еще в каком-то полуживом состоянии именно потому, что эти уставы не выполняются в полной мере, находятся лазейки. Но ведь хорошо, когда закон существует не для того, чтобы искать способы, как его обойти, а напротив, для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для эффективного функционирования вузов, их развития и высвобождения творческого потенциала людей», — отмечает Андрей Лаврухин.

Напомним, что реформа системы образования выбрана в качестве одного из приоритетных направлений в рамках проекта «Рефорум».

Где найти деньги на образование? Минск и Болонский процесс: пускать ли двоечника в класс?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 4