Как убедить белорусов инвестировать деньги в идеи?

Почему креативный белорусский программист мечтает уехать в Калифорнию?

Только один или два стартапа из десяти оказываются действительно удачными. Но даже провал может стать успехом для начинающего бизнесмена.

Белорусский проект, который объединил в себе функции социальных сетей и поисковиков, привлек внимание общественности год назад. Программист Павел Шклейник решил упростить жизнь сотрудникам отделов кадров, молодым людям, которые ищут себе пару, и всем, кто хочет находить близких по духу людей. Объединить все эти функции на одном ресурсе оказалось задачей непростой.

Идея проекта у Павла появилась в 2011 году после того, как он безуспешно потратил несколько дней на поиски ресурса, который позволил бы показать максимальное количество навыков и увлечений и давал возможности пользователям создавать анкеты с полями, которые интересны нанимателю, друзьям и даже незнакомцам, живущим в разных странах.

После долгих исследований рынка и кропотливой работы над идеей появился ресурс Whoogle.co

Итоговый продукт стал сервисом, который имеет функции барахолки, социальной сети и сайта LinkedIn.

– Отличие моего проекта в том, что поиск происходит не по информации, размещенной на сайтах, а по людям. Как и в социальных сетях, пользователи регистрируются, заполняют открытую анкету – они могут написать о себе все, что считают нужным. Это может быть полная анкета интересов и навыков или просто отметка, что человек продает какой-то продукт, – говорит создатель ресурса.

Программист Павел Шклейник (на фото в центре) решил упростить жизнь сотрудникам отделов кадров и всем, кто ищет близких по духу людей

Пресса не замедлила отметить, что успех проекта в ближайшее время может достичь популярности наиболее известных в мире социальных сетей. А автор признается, что одним из источников вдохновения для него стал фильм «Социальная сеть» о создателе Facebook Марке Цукерберге.

Инвесторов отпугивают крупные суммы

Найти спонсора на такой амбициозный проект оказалось сложней, чем ожидал его создатель.

– Мне не удалось найти людей, заинтересованных в ресурсе настолько, чтобы вложить в него деньги. Развивать же его без больших вложений достаточно сложно, – немного озадачен программист.

К тому времени, как Павел начал искать внешние ресурсы, он работал над проектом уже больше года. Чтобы уделять своему детищу больше времени, программисту пришлось перейти на удаленную работу.

Когда свои средства стали заканчиваться, молодой бизнесмен начал посещать развивающие семинары и мероприятия, на которых можно было пообщаться с потенциальными спонсорами.

– Все силы и энергию я вкладывал в проект. При этом понимал, что сделать его успешным будет достаточно сложно. Чтобы повысить уровень своих знаний, много ходил на развивающие мероприятия для начинающих предпринимателей, общался со стартап-сообществом, – рассказывает Павел.

Он считает, что белорусский рынок пока недостаточно развит и у бизнеса нет столько свободных средств, чтобы ими рисковать. Если инвесторы решаются вложить деньги, скорее всего, они отдадут предпочтение реальному сектору.

– Объем капиталовложений зачастую ограничен. Когда говоришь инвестору, что тебе нужно 100 тысяч долларов, отвечают, что могут найти только 20 тысяч, – делится опытом автор.

Другая реальность

Сейчас посещаемость у ресурса достаточно низкая. Несмотря на массу положительных отзывов, с момента создания Whoogle.co, на нем зарегистрировались около 300 пользователей.

– С коммерческой стороны – это провал, – признается Павел.

Но сдаваться программист не намерен.

– Тем не менее, я вынес несколько уроков и получил бесценный опыт, – говорит он. – Я развился как специалист и предприниматель. Получил опыт выступления, презентаций и ведения переговоров, переписки с инвестиционными структурами. Прошел обучение в школе для начинающих предпринимателей TechMinsk, организованной ресурсом BelBiz и бизнес-клубом Imaguru.

И главное, создатель проекта стал реалистичнее смотреть на вещи и понял: чтобы продвигать новый продукт, надо изучить не только спрос, но и возможности, а также учитывать много рыночных факторов.

Основным препятствием для развития стартапов в Беларуси, по мнению Павла, является поиск команды. Наши люди не имеют высоких заработков и часто не могут себе позволить оторваться от работы, чтобы заняться новым рискованным проектом. Поэтому многие белорусы даже не пытаются воплотить в реальность свои идеи, не будучи уверенными в стабильном заработке.

Кроме того общество пока смотрит с опаской на стартапы, думая, что это начинающие бизнесмены, которые только и делают, что клянчат деньги.

В своей ситуации молодой бизнесмен видит выход в том, чтобы уехать в другую страну и открывать новые горизонты.

– Скорее всего, я попробую изменить географическое расположение и реализоваться там, где лучше развит венчурный рынок и инвестирование, – рассказывает собеседник. – Сейчас моя мечта – Калифорния. Это идеальное место для новых начинаний.

Павел планирует влиться в местное стартап-сообщество и дальше развивать проект, искать новые пути и возможности.

Десять бизнес-идей для кризиса

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 5