Стоит ли белорусам просиживать штаны в аудиториях вузов?

Чему неформальное образование может научить белорусские вузы

Выпускники белорусских вузов, как правило, отстают от рынка труда минимум на три года. Как повысить квалификацию специалистов с помощью неформального образования?

Откуда берутся недоучки?

Современный работник должен обладать широким кругом знаний,  практических навыков и так называемых «софт-скилз» – мягких навыков. К ним относят навыки коммуникации, ведения переговоров, умение работать в команде. О них в вузах страны почему-то забывают.

– Учиться исследовать рынок и умело адаптировать зарубежные технологии или разрабатывать свои – это главное требование для качественного образования, - считает член Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Виталий Никонович. – Здесь не обойтись без сотрудничества нанимателей и организаторов высшего образования.

Высшее образование в Беларуси стало массовым: на тысячу человек в возрасте 18-31 года приходится 169 с дипломом вуза. Но наличие  университетского диплома не отражается на зарплате и не гарантирует молодежи достойное первое место работы.

По данным Белстата, средняя зарплата работников торговли, промышленности и строительства выше, чем у занятых в сфере образования, здравоохранения, где диплом вуза является обязательным. 

В то же время с каждым годом в Беларуси увеличивает спрос на неформальное образование.

В рамках проекта «Обучающийся регион» представительство Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Академией последипломного образования и Ассоциацией дополнительного образования и просвещения провели исследование в регионах Витебской и Минской областей. Около 20% респондентов сослались на участие в семинарах, конференциях; около 10% участвовали в кружках и секциях. Примерно 46% опрошенных пенсионеров указали, что на протяжении последних двух лет хотя бы раз принимали участие в обучающих мероприятиях. 

— Практически все партнеры, с которыми работает наша организация, отмечают рост заинтересованности населения. Особенно высока такая потребность в удаленных от Минска регионах, — отмечает глава представительства Немецкой ассоциации народных университетов Галина Веремейчик.

Интерес связан с тем, что тренинги и семинары чаще всего короткие и эффективные. В них принимают участие заинтересованные и мотивированные люди, а преподаватели всегда настроены на хороший результат.

Не отставать от мировых трендов

Актуальность неформальных обучающих программ выше, в том числе, потому что их разработчики и преподаватели регулярно исследуют новинки и следят за мировыми тенденциями. При этом они повышают уровень своего профессионализма.

А вот в вузах многие преподаватели до сих пор используют методики многолетней давности. В результате студенты неэффективно тратят уйму времени.

– Основная проблема учреждений формального образования в том, что их программы не очень гибкие, – считает Галина Веремейчик. – Но даже когда преподаватель осознает, что его программа устаревает, возможности системы к реагированию на изменяющийся спрос весьма ограничены.

Как заинтересовать студентов

Очевидно, что изучая науки из-под палки, студенты часто не получают от лекций и семинаров никакой пользы.

– Когда образовательный процесс строится на личном интересе, его результаты намного эффективней. В современном мире преподаватель, который остается только лишь передатчиком знаний, не нужен. Потому что почти всю информацию можно найти в библиотеках и в интернете. Преподаватель нужен для того, чтобы выстраивать интересные процессы, основанные на знаниях, – считает директор израильского Института неформального образования  Дима Зицер .

Если бы университеты имели возможность и следовали принципу разнообразия обучающих программ, эта проблема перестала бы носить масштабный характер.

Современный вуз  должен уметь мотивировать и заинтересовать молодежь в усвоении материала, а также стимулировать к исследованиям и самостоятельному обучению.

Возможность выбора программ и курсов – один из основных принципов Европейского пространства высшего образования. В Беларуси такой подход пока используется частично в некоторых ведущих вузах страны.

Учиться никогда не поздно

Образование на протяжении всей жизни повышает социальный статус граждан, шанс реализовать свои способности и качественный вклад людей в экономику страны.

Большим спросом неформальные обучающие программы пользуются у старшего поколения, которое понимает, что отстает от постоянно меняющегося мира.

– Бурное развитие обучающих программ для людей старшего возраста не вызывает сомнений даже среди государственных служащих. Такая форма, как Университет третьего возраста, поддерживается сегодня общественными организациями и внутри системы социальной защиты, – говорит Галина Веремейчик.

Разрабатывая курсы для тех, кто уже работает, вузы могли бы иметь, к тому же, дополнительный заработок.

По словам члена Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Виталия Никоновича, неформальное образование займет в будущем лидирующие позиции.

– Молодежь не хочет просиживать штаны за партой, предпочитая заниматься тем, что ей важно и интересно сейчас. Если методы преподавания в университетах не изменятся, они просто отойдут в прошлое, станут невостребованными, – уверен Дима Зицер.

Однако, разрабатывая современный подход и программы, которые соответствуют определенным международным принципам и ситуации на рынке труда, вузы могут продлить свое лидерство в образовательной системе.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 16
  • Балл: 4.8