Когда белорусскому бизнесу станет выгодно финансировать идеи?

Стартапы могут стать стратегией развития белорусской экономики. Во всем мире авторы таких идей создают продукт, нацеленный на глобальный рынок. Неважно, где они зарегистрированы и от каких инвесторов берут деньги, — стартапы продвигают имидж страны.

Молодых людей, которые могут превратить идеи в масштабный бизнес,  в Беларуси достаточно, уверена соучредитель BEL.BIZ и бизнес-клуба IMAGURU Анастасия Хоменкова.

— В последние годы в Беларуси эта сфера стала развиваться: появляются новые идеи, бизнес-сообщество начинает понимать выгоду стартапов и вкладывать средства. Потенциал есть, но для построения экосистемы нужна поддержка, включая вклад бизнеса и частного сектора, а также помощь государства, – считает эксперт.

Идеи – это топливо стартапов. Чтобы завоевать место в большом бизнесе, авторам надо немало потрудиться: собрать команду, разработать план, найти инвесторов и много работать. Однако, даже следуя этому рецепту, в Беларуси выживают две стартап-команды из десяти.

К появлению достаточно новой для Беларуси формы бизнеса должен быть готов и рынок.

Финансирование стартапов в мире поставлено на поток. В Беларуси этот вид инвестирования пока только набирает обороты. Появились бизнес-ангелы – лица, инвестирующие в бизнес-проекты на стадии развития идеи, налаживается культура мероприятий, позволяющих встречаться инициаторам и потенциальным инвесторам.

— В Минске и регионах уже проводятся встречи стартапов, инвесторов и всех заинтересованных лиц. Есть у нас и формы совместной разработки идей – хакатоны. В них участники за 48 часов прорабатывают прототип бизнес-проекта, — рассказывает Анастасия Хоменкова.

Анастасия Хоменкова, Фото www.gew.by

Такие мероприятия проводят IT-компании и BEL.BIZ.

Эксперт отмечает, что идей белорусам не занимать. В 2013 году на одном международном хакатоне в восьмерку мировых победителей вошли сразу два белорусских проекта.

Однако бума стартапов в Беларуси нет. И причина, по мнению Анастасии Хоменковой, в том, что отсутствует венчурный бизнес, который бы их поддерживал. Частные предприниматели не хотят создавать фонд: ведь белорусское законодательство нельзя назвать идеальным да и стартапы еще мало развиты.

Пока в Беларуси автора стартапа воспринимают как начинающего бизнесмена, который ходит с протянутой рукой по инвесторам и просит денег на развитие бизнеса. Одно дело иметь отличную идею, и совсем другое – превратить ее в успешный проект.

Все стартапы стремятся изменить мир, но заинтересован ли рынок в продукте, который предлагается? Тут важно определить, кто станет потенциальным инвестором. Руководитель предприятия по производству медтехники вряд ли заинтересуется приложением для телефонов. А вот фирма компьютерных приложений не откажется от этой идеи, которая может стать прибыльной.

Будущая команда по развитию стартапа должна посещать различные мероприятия, где можно получить новые знания и опыт по развитию бизнеса, или встретить полезных людей.

Автор идеи должен всегда быть готовым представить проект инвестору или ментору. Чем проще и доступнее будет изложение, тем скорее  можно продать идею.  Свой проект надо описывать с точки зрения интереса клиента.

Инвесторы, поддерживая начинающие проекты, понимают, что девять из десяти идей будут провальными. Но одна выстрелит и окупит затраты на все остальные.

Язык экостистемы стартапов – английский. Чтобы найти инвестора за пределами страны или участвовать в различных мероприятиях, надо владеть им.

— По сравнению с россиянами английским языком владеет большее количество белорусов. Мы были приятно удивлены, что у нас есть люди, которые могут так презентовать идеи. То есть потенциал огромен, он заложен в университетах и в том, что у нас большое количество специалистов технических специальностей, которые работают на аутсорсинг, — говорит Анастасия Хоменкова.

По ее мнению, стартапы могут стать стратегией развития белорусской экономики.

Только в 2013 году в Минске BEL.BIZ провел первое соревнование по презентациям проектов на английском языке. Но организаторы уверены, что с каждым годом английский язык будет становиться более популярным в белорусской бизнес-среде.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 5