Когда белорусское правительство начнет ценить бизнес

На какие резервы может рассчитывать бизнес для успешного развития, когда он станет партнером государства и куда будет двигаться частный сектор белорусской экономики — об этом Ирина Михайлова, консультант в области обучения и развития, доцент факультета Экономики и управления, Vrije Universiteit Amsterdam (Нидерланды).

— Совместно с Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента мы проводим исследование  «Возвращая Беларусь на путь роста: внешние и внутренние барьеры частного бизнеса», чтобы понять тенденции развития бизнеса, а также то, какие внутренние барьеры должны преодолеть предприятия, — говорит Ирина Михайлова.

Консультант в области обучения и развития, доцент факультета Экономики и управления, Vrije Universiteit Amsterdam (Нидерланды) Ирина Михайлова

Исследование еще находится в работе, но общая картина уже ясна.

— Как оценивают свои достижения белорусские предприниматели?

— Результаты исследования показывают, что предприниматели стали меньше оглядываться по сторонам в поисках виноватых. Они обращают внимание на внутренние факторы, ищут, что могут сделать сами для успеха своего дела.

Перед владельцами остро встали вопросы управления. Многие предприятия в 1990-е годы создавали инициативные лидеры. После двадцати лет работы основатели успешного бизнеса думают, как создать механизмы передачи управления предприятиями наемному персоналу. Этот процесс дается с трудом. Ментально они еще не готовы к тому, чтобы стать полноценными собственниками своего бизнеса, то есть выступать в качестве инвесторов, а не быть просто управленцами-менеджерами.

Если основатели бизнеса грамотно передадут бразды правления третьим лицам, сами они смогут заниматься новыми проектами, а их бизнес поднимется на ступеньку выше. Это, несомненно, положительный этап в эволюции бизнеса. Он позволяет расти в сторону консолидации и профессионального управления.

В Беларуси всегда есть ощущение недостатка информации, что тормозит многие процессы на рынке. Респонденты, наконец, поняли, что сами могут создавать условия для генерации информации, руководствуясь исследованиями, используя статистику, прибегая к помощи агентств, исследующих рынок. Преодолевая этот барьер, бизнесмены начинают осознавать свою значимость для будущего страны.

«Люди в Беларуси не держатся за свое рабочее место»

— Чего не хватает бизнесу для реализации своего потенциала?

— Предприниматели говорят, что не хватает компетентного персонала: как профессиональных управленцев и менеджеров, так и людей рабочих профессий. Объясняют это недостаточно современной системой образования, низкой профессиональной компетентностью выпускников вузов. С другой стороны, бизнесмены отмечают недостаточно серьезное отношение рабочего персонала к труду.

В Беларуси распространен стереотип, что менеджером быть престижней, чем рабочим на предприятии. Следовательно, молодежь не изучает прикладные специальности, отсюда и возникает кадровый голод. А многим предприятиям нужны именно хорошие рабочие, которые, кстати, имеют заработок порой выше, чем представители интеллектуальных профессий.

Люди в Беларуси не держатся за свое рабочее место, активно переходят с предприятия на предприятие в поисках чего-то лучшего. Этот процесс не позволяет построить работу с персоналом на надлежащем уровне. Еще нет понимания, что вкладывая в предприятие, они вкладывают в свой рост.

— Как бизнес решает проблемы с нехваткой квалифицированных кадров?

— Руководители предприятий признаются, что вынуждены сами растить персонал для себя либо развивать особые системы мотивации для удержания работников на долгое время. Многие бизнесмены создают внутренние школы. Некоторые стремятся работать со студентами, чтобы к окончанию обучения те были готовы к работе.

Во время общения с предпринимателями я поняла, что они пытаются сотрудничать с университетами и предлагать студентам возможность применения полученных знаний на практике. Некоторые крупные предприятия работают с HR-агентствами для развития командного духа, систем мотивации на предприятиях.

Сейчас решить проблему с кадрами помогают постоянные тренинги, практики и стажировки. Это способствует постепенному взращиванию компетентного персонала и повышению квалификации сотрудников предприятия.

«Наш бизнес видит свое конкурентное преимущество в качестве товара»

— В отличие от соседей, белорусская бизнес-среда развивалась довольно закрыто, практически не привлекая зарубежных специалистов и не выходя на внешние рынки. Становится ли бизнес сегодня более открытым?

— Белорусский бизнес стал активнее выходить на внешние рынки. Он пытается учиться у партнеров тому, чего не хватает в Беларуси, привозит внешних экспертов, которые обучают местный персонал. Но это дорогое удовольствие, доступное наиболее успешным компаниям.

Белорусы все же и сами наработали определенные бизнес-практики. Все, к чему мы пришли, выросло на белорусской почве. И это те же шаги, которые успешно предпринимаются и на Западе.

— Есть мнение, что белорусский бизнес не похож на постсоветский, скорее, на шведский или германский. В чем, по-вашему, это проявляется?

— Конечно, на Западе и в Беларуси бизнес развивается по-разному. Белорусскому — не больше тридцати лет, а, например, голландскому – больше пятисот. Но наш бизнес за короткий срок сделал огромный скачок вперед. Все процессы, которые происходят, говорят о том, что бизнес быстро движется в направлении роста.

Белорусский бизнес схож со шведским и германским модели 1960-го года в плане ориентации на качество. Поскольку крайне сложно снизить производственные издержки, наш бизнес видит свое конкурентное преимущество на внешнем рынке исключительно в качестве товара. Стоимость трудно снизить в силу сложности ценообразующих факторов, да и потому, что Азия (и даже Европа) зачастую может предложить товар по более низкой цене. Для расширения экспорта белорусы должны предлагать такой товар, за который будут готовы платить.

По своему менталитету белорусский бизнес отражает славянские корни. Мы всегда уважительно относимся к гостям, уделяем много внимания их комфорту. На Западе бизнес более рационален, не стремится развивать личные отношения с партнерами.

Чем богаче бизнес, тем выгоднее для государства

— После кризиса бизнес только начал вставать на ноги, а правительство тут же стало предпринимать непопулярные меры в налогообложении. Чего ждет белорусский бизнес от правительства?

— Удивительно, но бизнес говорит не столько о проблемах с налогообложением, сколько о проблемах с подготовкой профессиональных кадров. Респонденты признаются, что готовы искать выход из различных ситуаций внутри, поворачивать государственные процессы в рабочее русло. Чтобы развиваться, у бизнеса должна быть в большей степени внутренняя ориентация на рост, нежели ожидание тепличных условий из внешней среды.

Вместе с тем бизнесмены отмечают проблемы с доступом к заемным деньгам, невыгодные условия банковского кредитования и другие экономические составляющие, которые остаются в руках государства.

Но в первую очередь, как я уже говорила, они ожидают от правительства финансирования в образование, его реформирования и создания образовательных программ, которые бы готовили кадры на современном уровне, следовали современным методикам и литературе. Это позволит образованию приблизиться к потребностям бизнеса и рынка труда в целом. А значит, и решить ряд внутренних проблем, позволяющих бизнесу развиваться. Правительство должно понимать: чем богаче бизнес, тем выгоднее для государства.

— По результатам исследований, малый и средний бизнес впервые за последние годы положительно оценивает свое экономическое положение. Больше 50% назвали его стабильным и около 20% отметили его выше среднего. В чем причина?

— Бизнес долго ждал, что правительство признает и начнет ценить его вклад в экономику. Бизнесмены отмечают: отношение руководства страны к частному бизнесу стало меняться. Сейчас он вырастает в партнера государства. Власти, наконец, увидели ценность в том, что бизнес создает рабочие места, платит налоги, вкладывает средства в социальные проекты.

Бизнесмены признаются, что различного рода проверяющие структуры постепенно начинают относиться к ним как к партнерам, а не как к виновным по определению. Скорее всего, это происходит потому, что в государственные органы приходят новые люди, которые иначе смотрят на бизнес в белорусской экономике.

В связи с этим малый и средний бизнес чувствует себя более уверенно. Указывая, что ситуация в экономике не самая лучшая, и новые налоговые нагрузки не сыграют на руку бизнесменам, они все же говорят, что пора прекращать искать преграды со стороны. Бизнес не должен останавливаться перед внешними факторами. Если ты занимаешься делом,  нужно уметь пробивать стены, инициативности и борьбы за свою идею должно быть столько, чтобы генерировать процессы изнутри.

— Как белорусский бизнес будет развиваться в ближайшее время?

— Сейчас активно идет консолидация, рост индустрии предприятий. В этом направлении и будет двигаться белорусский бизнес. Продолжится формализация процессов и работа предприятий на более сложном уровне.

Самое главное, что в бизнесе увеличивается горизонт стратегического планирования. Предприятия начинают работать на долгую перспективу: на пять и десять лет. 

Бизнес понимает свою ценность. Представители его собираются вместе, обсуждают проблемы, создается активное бизнес-сообщество, которое пытается найти взаимодействие с властью. Судя по последним изменениям, он все больше будет услышан правительством. И когда это произойдет, частный бизнес должен суметь воспользоваться моментом.

Справка «Завтра твоей страны»

Исследование «Возвращая Беларусь на путь роста: внешние и внутренние барьеры частного бизнеса», подготовлено в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форума, KEF, миссия которого – способствовать, чтобы экономика Беларуси стала эффективной, экономическая политика – ответственной, будущее – привлекательным для граждан.

В 2014–2015 гг. KEF сосредоточен на вопросах развития частного сектора Беларуси. Основная цель Форума – создание условий для широкого профессионального и общественного диалога, поиск идей о том, что нужно сделать для повышения роли частного бизнеса в экономике Беларуси.

Конференция Форума «Глобальный контекст, локальные решения: потенциал частного сектора Беларуси» пройдет в Минске 5 ноября.

Белорусский бизнес страдает от бедности Кто может утолить кадровый голод белорусского бизнеса?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 4.7