Кто может утолить кадровый голод белорусского бизнеса

Вклад частного сектора Беларуси в ВВП не превышает 30%. Что мешает отечественному бизнесу раскрыть свой потенциал?

По данным Минэкономики страны за последние десять лет малые предприятия увеличили свою долю в производстве валового внутреннего продукта почти в два раза, превысив в прошлом году 15%. Занятость в них выросла в 1,9 раза.

Однако общий вклад частного сектора в ВВП не превышает 30%.

Экономисты считают, что потенциал отечественного бизнеса гораздо выше. Он может быть использован для выхода страны из кризиса.

Институт приватизации и менеджмента (ИПМ) провел исследование, в результате которого были определены основные проблемы белорусского бизнеса.

Как отметил генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко во время медиа завтрака, посвященного "Кастрычніцкаму эканамічнаму форуму-2014", который состоится в Минске 5 ноября, в белорусском бизнесе остро стоит проблема нехватки персонала, отсутствия квалификации и падение уровня подготовки специалистов. Это касается менеджеров и инженерно-технического персонала. Решить проблему может только новый подход к подготовке кадров, в котором бизнес может тесно сотрудничать с университетами, выделять стипендии для подготовки "своего" специалиста или повышать квалификацию молодых кадров уже на рабочем месте.

Вторая проблема -- переход от предпринимательской стадии развития, когда отцы-основатели управляли бизнесом, к системному корпоративному управлению. Для этого требуется оптимизация бизнес-процессов и структурные реформы. А в Беларуси нет опыта решения таких задач.    

-- Найти в России или Украине HR-менеджера не проблема, потому что все иностранные компании в первую очередь привозили туда своего специалиста, который обучал местного. В Беларуси таких готовых специалистов нет, их можно обучать и внутри страны, но должно пройти время, чтобы они получили необходимый опыт работы, -- говорит Павел Данейко.

Эксперт уверен, белорусам надо менять отношение собственников к бизнесу.

-- Многие ведут себя не как собственники, а как управляющие своим бизнесом. Не имеют бизнес-модели, не продумывают, что будет с бизнесом, когда их уже не будет. На Западе люди строят план создания бизнеса, годами к этому готовятся, составляют партнерские соглашения. Многие белорусские бизнесмены создавали бизнес спонтанно, когда в 90-е годы надо было как-то зарабатывать на жизнь, -- объясняет он.

Решать эти проблемы белорусский бизнес пытается, как может. Ведущие компании начинают нанимать специалистов в других странах, приглашают дорогих западных консультантов. А вот среднему и малому бизнесу это не по карману.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 4.4