Ради коротких денег власть вознамерилась погубить целую отрасль

Белорусские власти разрешили 13 молокозаводам импортировать европейское молоко (сырье) для последующей переработки и поставки в РФ. Только у Польши Беларусь купит 200 тысяч тонн молока.

Закупками молока и молочных продуктов в Беларусь озаботилась также в Украине, в связи с чем белорусская сторона готова помочь урегулировать вопрос со снятием ветеринарных и санитарных запретов на поставки в Таможенный союз мясо-молочной продукции из Украины.

Можно упомянуть, что вся эта резкая «либерализация» происходит в контексте борьбы с импортом: ранее белорусские власти всячески препятствовали проникновению иностранной молочной продукции на внутренний рынок. Понятно, что эта неожиданная открытость для импорта связана с ситуацией на российском рынке. Но вот про побочные эффекты такой «либерализации» импорта пишут и говорят меньше, так что на них и сосредоточимся.

Начнем с того, что вряд ли дело ограничится закупками исключительно сырья с последующей переработкой на белорусских заводах. Скорее всего, речь идет о традиционном для нас «этикеточном производстве», то есть о закупках готовой продукции с последующей перепродажей с маркировкой «Зроблена у Беларусi». А завозить из Европы (скажем, из Италии) цельное молоко для переработки и производства, скажем, пармезана – это не очень выгодно, да и вряд ли возможно в промышленных масштабах. Многие СМИ про такую нашу «переработку» прямо и сообщают. Так, после введения продуктовых санкций в отношении европейских стран российские рестораны вынуждены были придумывать, как получить товары, которые не производятся в России. В частности это касалось пармезана, или, как его называют в Италии, Пармиджано-Реджано. Однако, по всей видимости, производители итальянского сыра нашли «канал» – по словам московских поваров, к ним приходит оригинальный пармезан с наклейками «сделано в Белоруссии», сообщает Reuters. Агентство иронизирует: во времена Советского Союза торговцы на черных рынках в Белоруссии подделывали этикетки на местных продуктах, чтобы они выглядели как импортные. Сейчас же ситуация поменялась с точностью до наоборот. Два повара из ресторанов Москвы рассказали, что им поставляют подлинный Parmigiano-Reggiano, который производится только в нескольких северных итальянских провинциях. По их словам, продукт даже пришел в оригинальной итальянской упаковке, но с наклейкой, гласившей: сыр сделан в Беларуси.

На первый взгляд, разумный бизнес, что в нем плохого? Да, какие-то короткие, «халявные» деньги на таком бизнесе можно сделать, но вряд ли эту бизнес-схему можно будет поддерживать долго. При этом собственную молочную отрасль мы при этом успеем погубить. Ведь рано или поздно российский рынок откроется для европейских товаров, и тогда белорусским производителям придется очень несладко. Разумеется, проще купить готовый товар в Европе, наклеить местную этикетку и продать в два раза дороже в Россию. Такой рентабельности ни на одном реальном производстве у нас в стране нельзя добиться. Соответственно, при такой практике реальные производства в Беларуси окончательно станут виртуальными. Они станут фирмами по переклеиванию этикеток. А когда санкции отменят – белорусские «производители» останутся не удел. Россияне будут покупать тот же Пармиджано-Реджано прямо в Италии, обходя «этикеточного производителя».

Это еще не все. Мало того, что с нашей помощью европейские производители сохранят за собой российский рынок, они еще и белорусский займут – с нашей же помощью. Ведь и у нас выгоднее перепродавать втридорога европейскую «молочку», чем производить свою. А разрешение на ввоз уже имеется. И после отмены санкций у европейских производителей будет два рынка, а у наших – ни одного.

Но ведь можно и своей продукцией торговать, и европейские товары перепродавать одновременно? Наша власть считает, что действительно так можно, тем более, что пока в какой-то мере так и получается. Но в перспективе более простой и рентабельный бизнес неизбежно победит более сложный и менее рентабельный. А менее рентабельным и более сложным в нашем случае является собственное производство. Переклеивание этикеток – бизнес и более доходный, и более простой. И все вроде как правильно: более рентабельный бизнес должен уничтожить менее рентабельный. Однако проблем в том, что «этикеточный» бизнес – паразитарный, после отмены санкций погибнет и он.

Сказанное не только молочной отрасли касается. Многие наши производители могут прийти к упадку в результате непреодолимого желания наших властей «срубить» быстрые и халявные деньги на фоне российско-европейского кризиса. Поскольку, вместо того, чтобы занимать освобождающиеся на российском рынке ниши, мы помогаем европейским производителям сохранить эти ниши за собой до лучших времен. Да, конечно, за хорошую «комиссию» – но все же мы работаем на конкурентов.

Альтернативная стратегия – развитие национальных производств. Прибыль при этом вкладывать в реальное развитие и повышение конкурентоспособности определенной отрасли. Тогда после отмены санкций у европейских производителей появился бы шанс. Европейцам пришлось бы заново завоевывать уже занятый нами рынок. А это всегда непросто. А так пробиваться с нуля на российский рынок им не придется. В конечном счете получается, что ради коротких денег наша власть вознамерилась погубить целую отрасль, причем одну из самых перспективных.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 1