Романчук: Из-за плохой работы правительства белорусские коммерческие организации ежегодно переплачивают по кредитам 3–5 млрд долларов

Мир переполнен дешевым кэшем, но не для Беларуси.

На 700 млн долларов можно много чего купить. Например, можно платить среднюю июльскую зарплату всем учителям средней школы Беларуси (101 тысяча специалистов по 453 доллара) в течение 15 месяцев. Или содержать всех практикующих врачей страны (34 240 специалистов со средней июльской зарплатой 740 долларов) два года и четыре месяца.

 

700 миллионов долларов – сколько денег потратили белорусские власти на оплату внешнего долга только в июле 2014г. В январе – августе 2014 года кредиторы белорусского государства получили от нашего правительства 2199 млн долларов. Если ли бы Совмин не брал взаймы у иностранцев, то на эти деньги можно было бы легко удвоить зарплаты врачам и учителям, обновить материальную базу всех образовательных и лечебных организаций, и ещё денег хватило бы на несколько десятков современных бассейнов для детей и взрослых. Минфин и МНС даже не заикались бы о повышении ставок налогов.

Кредиты без цели и понятия

Концепция издержек упущенной выгоды для большинства полисимейкеров Беларуси чужда. А ведь без нее нельзя определить ценность экономического действия. Правительство берет кредиты не просто так, а с какой-то целью.

Например, решить проблему дефицита платежного баланса, сгладить валютный шок или смягчить резкое падение спроса, чтобы через некоторое время стать конкурентоспособнее, эффективнее, заработать больше и рассчитаться с долгами. Разумеется, в сухом остатке должна остаться прибыль не в бухгалтерском, а в экономическом смысле этого понятия. Кредиты должны привести к финансово устойчивой работе реального сектора, укреплению институтов развития и роста. Наконец, ответственные заемщики должны осознать цену, которую они заплатили, прибегнув к кредитованию. Проценты по кредиту – это только часть цены. Ее размер тоже нужно оценить в контексте мирового рынка заемных ресурсов.

Сегодня в мире не мудрено взять кредит. Стараниями центральных банков и правительства дешёвых денег в глобальной финансовой системе – куры не клюют. Власти не зря называют затянувшийся на семь лет период кредитно-денежного стимулирования временем экстраординарной монетарной политики. Стоимость кредитов в один – два процента стала нормой. Их получают те правительства и компании, которые играют по правилам мирового рынка финансов.

Причина почти бесплатных заемных ресурсов – вброс центральными банками в экономику беспрецедентно большого количества новых денег. С начала 2007г по 2014г объем ценных бумаг казначейства США почти утроился: с 4,4 трлн долларов до 12,1 трлн долларов. Самым большим кредитором правительства, разумеется, является Федеральная резервная система. Именно центральные банки стали институтами, через которые распорядители чужого (политики и чиновники) финансировали свои расходы. С 2007г по 2014гг активы центральных банков превысили 20 трлн долларов или более 30% мирового ВВП.

По мнению Банка международных расчетов (BIS), чрезвычайно мягкая монетарная политика в развитых странах стала причиной финансовых бумов и в развивающихся странах. По состоянию на начало весны 2014г за пределами США было выдано кредитов в долларах США на сумму около 7 трлн долларов. Причем их объем после кризиса 2007-2008 гг. существенно вырос. Даже такие проблемные страны, как Греция, Испания и Италия легко находили кредитную подпитку для финансирования своих расходов. В мае 2014г. Испания и Италия по своим 10-летним облигациям привлекла ресурсы по ставке ниже 3%. Даже Греция по 5-летним облигациям в мае 2014г. сумела привлечь 3 млрд евро по ставке менее 5%. Аналогичная ситуация произошла в Португалии.

Назло кондуктору себе уши отморозили

А что Беларусь? Евробонды и валютные кредиты под 7% годовых. «Дружественные» среднесрочные займы России под 4 – 6% годовых. Беларусь ни разу в истории не выпускала 10-летний облигаций. Для глубоких структурных преобразований нужны именно такие длинные деньги. К сожалению, белорусские власти самоизолировались от мирового рынка финансов, где пруд пруди очень дешёвых кредитов и десятки миллиардов прямых иностранных инвестиций. Совмин и Нацбанк не посчитали нужным строить правовые и экономические институты по стандартам, на которых работает 98% мирового рынка. Это как если бы мы предложили розничной торговле Германии, США или Канаде наши товары не с сертификатами ISO, а с доморощенными ГОСТами. Иностранцы бы вежливо поблагодарили и порекомендовали искать торговую удачу там, где нас ещё не знают.

Белорусские власти назло себе одержимы идеями везде делать что-то свое. В основе этой псевдоуникальности лежит советский опыт, приправленный современными российскими практиками. Они не принимают международные стандарты бухгалтерского учёта, которые понятны для любого инвестора, а продолжает сохранять бухучет, в первую очередь, для налоговой инспекции.

Они не вступают в ВТО и потом жалуются, что белорусские товары не впускают на другие рынки. Они не создают полноценные рыночные институты, издеваются над частной собственностью, а потом удивляются, что белорусскую экономику не считают рыночной. Они национализировали валютно-фондовую биржу и даже частные предприятия с иностранным капиталом, а потом чешут потылицу, когда в страну не идут серьёзные инвесторы. Они – это выпускники еще советских университетов, прошедших школу партийных и советских менеджеров – распределителей не самого высокого уровня.

Понятное дело, что иностранными языками они не владеют, в престижных международных форумах не участвуют, диалога с оппонентами чураются и в фейcбуке или твиттере не присутствуют. Для них международный контекст сводится к тому, что говорят по российскому ТВ или в Думе. Вероятно, они искреннее не понимают, почему для одних дают десятки миллиардов долларов под один процент на десять лет, а для других даже 100 млн долларов на два года под 5% под залог сырьевых активов не хотят дать. Парни просто не в теме.

Платим три счетчика

Белорусские распорядители чужого ведут себя так, как будто они унаследовали 100 млрд долларов от одного дедушки и второй, с таким же состоянием, вот-вот сыграет в ящик. Как люди, которым повезло выиграть большую сумму в лотерею или казино, денег они не считают. Easycome– easygo: легко досталось, легко проелось. Вот только в отличие от наследства или лотереи чиновники проедают наши с вами ресурсы и активы, в том числе время. Они соглашаются на чрезвычайно дорогие и невыгодные кредиты, потому что своими действиями они заблокировали действие полноценных рыночных институтов. Поскольку деньги берутся не для себя и львиная их доля тратится не на свои проекты, то сильной мотивации бороться за каждый процентный пункт кредита нет. Все равно в случае провала государство компенсирует проценты, отдаст основной долг и даже процедуру банкротства не начнет.

По состоянию на 1 августа внешний госдолг составил 13,2 млрд долларов, что на 740 млн. долларов больше, чем было в начале года. Внутренний государственный долг по состоянию составил 40 трлн рублей, на 4,3 трлн рублей больше. Допустим, средняя ставка по государственным заимствованиям составляет 6% годовых. Ежегодно белорусские власти должны платить проценты более 1 млрд долларов. Если бы Беларусь была своя среди развитых стран, работала по стандартам международных финансовых рынков, то правительство вполне могло бы получать кредитные ресурсы под 3% годовых. Это значит, что на процентах мы бы ежегодно экономили 525 млн долларов.

Та же логика применима к корпоративным заимствованиям. Если бы белорусские власти на «отлично» делали свою работу, белорусские коммерческие организации и банки могли бы, как польские, чешские, бразильские или индонезийские, иметь доступ к мировому рынку финансов не под 10% в валюте и под безумные проценты в рублях, а под 3 – 5% годовых. Из-за плохой работы правительства белорусские коммерческие организации ежегодно переплачивают по кредитам 3–5 млрд долларов.

Если бы работу белорусских распорядителей чужого оценивать с учетом издержек упущенной выгоды, то оценка была бы однозначной: нанесение Республики Беларусь ущерба в особо крупных размерах. Вердикт руководителя страны такой команде Нацбанка и Совмина должен быть один – увольнение без права найма на работу в органы государственного управления в течение 10 лет. В особых случаях – пожизненно.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 5
  • Балл: 4.8