Предпринимательство как последний шанс

Ты сошел с ума и хочешь открыть свой бизнес? Начитался Айн Рэнд и решил стать индивидуальным предпринимателем? Слышал о том, что существуют государственные субсидии для таких, как ты? Сейчас мы расскажем, как это происходит на самом деле.

Процесс получения государственной субсидии — это еще тот театр абсурда. Процедура организована так, чтобы потенциальный Билл Гейтс тысячу раз подумал, стоит ли ему все-таки идти на вольные хлеба (при желании получить господдержку, конечно).

Фактически для получения субсидии сначала необходимо стать на учет среди безработных, потом получить несколько отказов от потенциальных работодателей, после принять участие в общественных работах и только после этого можно претендовать на получение субсидии.

Процедура чрезвычайно забюрократизирована и унизительна. Только подумайте: ну кем же нужно быть, чтобы стать на учет, почему-то не найти работу и получить несколько отказов в нашей ситуации острой нехватки кадров?

Ну, либо совсем уже никчемным человеком (в качестве работника), либо очень упорным — надо несколько раз суметь уговорить ответственных лиц не принять вас на работу, потом подмести улицы ранними утрами пару раз, заполнить какое-то количество формуляров. Немного терпения и умения проходить квесты — и вуаля: эти небольшие деньги ваши!

Думаете, можете купить себе на них ноутбук — главное орудие консультанта, которым вы по уставу и являетесь? Нетушки. Вот магнитную ленту или регистратор на машину такси — это еще допустимо.

Потому-то и понятна следующая статистика. Около 75% участников анкетирования, проведенного РОО «Перспектива», указали, что их стартовый капитал составляли собственные средства и деньги родственников, 16% обращались за помощью к друзьям и знакомым, а 10% индивидуальных предпринимателей начинали свое дело за счет банковских кредитов.

Конечно, выборку едва ли можно назвать репрезентативной, в опросе участвовало всего 250 предпринимателей, но неужели совсем никто из них не получил государственные субсидии и поддержку?

Вот, например, официальные данные говорят нам, что государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год было предусмотрено содействие в организации предпринимательской деятельности для 2470 безработных, а на их финансирование было запланировано 31,7 млрд. рублей.

А по данным Министерства труда и социальной защиты, численность безработных на конец августа 2013 г. составляла 21,9 тыс. человек или 0,5% от экономически активного населения. Получается, что по планам правительства более чем каждый десятый безработный должен был получить государственную помощь на открытие бизнеса — это, в общем, хороший показатель.

Однако эксперты считают, что эти данные не отражают реальную картину безработицы в Беларуси, так как совсем незначительная часть безработных регистрируется в органах по труду.

По подсчетам экспертов проекта Belarus Security Blog, в Беларуси не охвачено трудовой деятельностью около 500 тысяч человек, что составляет примерно 8-9% трудоспособного населения. Данные исследования НИСЭПИ подтверждают, что молодые люди не считают поиски работы через службу занятости эффективным способом трудоустройства, и только 2% респондентов регистрируются в службе занятости, если не работают.

И это понятно, ведь в 2013 году средний уровень пособия по безработице составлял 120 тыс. руб. или 13 долларов, а безработные, зарегистрированные на бирже труда, часто привлекаются к общественным работам. К сожалению, подобная практика применяется и к тем гражданам, которые решили открыть новый бизнес или стать предпринимателями.

Ирония в том, что в настоящий момент Министерство экономики инициирует создание нового агентства развития региональной инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства.

Если агентство на деле будет способствовать упрощению процедур получения субсидий на открытие нового бизнеса, созданию совместно с представителями гражданского общества и бизнес-сообщества эффективных методик обучения предприимчивости для безработных, заниматься популяризацией и созданием позитивного имиджа предпринимателя в обществе — то такое агентство действительно будет способствовать развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса.

В противном случае мы получим еще одну бюрократическую организацию. А чтобы в ней по закону Паркинсона все были максимально заняты — процедуру, описанную выше, нужно усложнить, то есть, простите, оптимизировать и усовершенствовать.

Справка

Владимир Ковалкин . Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Эксперт о налогах: «Многие были шокированы, когда узнали, что почти половину своего реального дохода отдают государству»

  • Оцени статью: