Борьба с коррупцией: шесть стратегий

Разумное сочетание кнута и пряника должно стать движущей силой реформ для значительного снижения коррупции и ее последствий, считает Аугусто Лопес-Карлос, директора Всемирного банка по глобальным индикаторам и анализу.

1. Достойная оплата труда для государственных служащих

Уровень оплаты труда в государственном секторе существенно влияет на мотивацию государственных служащих. Если зарплаты слишком низкие, сотрудники могут увеличивать свои доходы «неофициально».

Некоторые эмпирические исследования показали, что в случае менее развитых стран существует обратная взаимосвязь между уровнем оплаты труда в государственном секторе и коррупцией.

2. Создание прозрачной и открытой системы государственных расходов

Субсидии, налоговые льготы, государственные закупки товаров и услуг, льготные кредиты, внебюджетные фонды, неподконтрольные политикам — все это элементы и различные подходы к управлению общественными ресурсами. Правительство собирает налоги, давит на рынки капитала в целях получения дохода, получает иностранную помощь и разрабатывает механизмы распределения этих ресурсов для удовлетворения множества государственных потребностей. Есть страны, которые делают это относительно прозрачными способами и делают все возможное, чтобы ресурсы использовались в интересах общества. И чем более этот процесс открыт и прозрачен, тем меньше он дает возможностей для должностных преступлений и злоупотреблений.

Колиер приводит убедительные доказательства негативного влияния неэффективной системы бюджетного контроля. Имеет значение также и возможность граждан отслеживать и контролировать деятельность правительства, публично обсуждать достоинства и недостатки политики и различных административных процедур; свобода прессы и уровень грамотности также создают давление для реформ. Наличие в стране активного гражданского общества и культуры политического участия являются важными ингредиентами стратегий, направленных на снижение уровня коррупции.

Новая Зеландия, например, неизменно лидирует в индексе восприятия коррупции TransparencyInternational, является пионером в создании прозрачных бюджетных процедур и, одобрив в 1994 году закон о фискальной ответственности, обеспечила правовую основу для прозрачного управления государственными финансами.

3. Дебюрократизация

Замечена высокая взаимосвязь между уровнем коррупции и степенью бюрократической волокиты. Например, в соответствии с показателями Doing Business, желательно устранение как можно большего числа ненужных административных процедур при условии сохранении основных регулирующих функций государства. Отдельные виды административных процедур в некоторых странах (открытие нового бизнеса, регистрация прав собственности, оформление внешнеторговых сделок, различное лицензирование и сертификация) не только чрезвычайно обременительны, но и вообще не оценены разработчиками на соответствие заявленным в них целям.

Роуз-Акерман считает, что «наиболее очевидным подходом будет устранение законов и государственных программ, которые порождают коррупцию».

4. Замена субсидий на целевые выплаты

Субсидии — еще один пример того, как государственная политика может создать возможности для коррупции. Согласно исследованию МВФ, субсидии потребителям энергических продуктов оцениваются в сумму 1,9 триллиона долл. США в год, что эквивалентно 2,5% мирового ВВП или 8% доходов правительств. Эти субсидии распределены очень регрессивно и, в случае топлива, более 60% общей выгоды приходится на 20% наиболее богатых домохозяйств. Отмена этих субсидий может привести в значительному снижению выбросов СО2 и привести к другим положительным результатам.

Субсидии часто приводят к контрабанде, дефициту и появлению черного рынка. Оставляя в стороне вопрос альтернативных издержек и экологических последствий, связанных с искусственно заниженными ценами, субсидии часто ставят правительство в центр коррупционных схем. Гораздо эффективнее заменить дорогие субсидии целевыми денежными выплатами.

5. Международные конвенции

В условиях глобализации экономики коррупция возрастает и принимает трансграничное измерение, а международное антикоррупционное законодательство является ключевым инструментом борьбы с коррупцией.

За последнее десятилетие оно значительно улучшилось, и, в дополнение к конвенции ОЭСР по борьбе с коррупцией, в 2005 году вступила в силу антикоррупционная конвенция ООН, которую в 2013 году ратифицировало большинство стран.

Конвенция ООН против коррупции является очень перспективным документом, поскольку создает глобальные рамки с участием развитых и развивающихся стран и охватывает широкий круг вопросов, в том числе внутреннюю и международную коррупцию, вымогательства, превентивные меры, положения о борьбе с отмыванием денег, законы о конфликте интересов, методы возврата из офшоров доходов чиновников, полученных незаконным путем. Поскольку ООН не имеет правовых полномочий, эффективность конвенции в качестве инструмента для сдерживания коррупции будет очень сильно зависеть от создания надлежащих национальных механизмов мониторинга соблюдения правительством принятых на себя обязательств.

Другие эксперты утверждают, что более основательный подход в борьбе с коррупцией может состоять в эффективной реализации антикоррупционных законов 40 государствами, которые подписали Конвенцию ОЭСР «Против взяток». Правительства должны будут более активно действовать в отношении компаний, которые продолжают давать взятки иностранным чиновникам. Многие правительства, прилагая усилия по защите коммерческих интересов своих национальных компаний и ошибочно пытаясь тем самым не подорвать их конкурентные преимущества на зарубежных рынках, время от времени имели соблазн оградить свои компании от соблюдения национального антикоррупционного законодательства. Эти страны применяли двойные стандарты, когда, с одной стороны, преследовали посредством уголовного законодательства взяточничество у себя в стране, а с другой - смотрели сквозь пальцы на коррупцию в отношении чиновников в других странах. Однако содействие внешней торговле не следует считать приоритетом по отношению к борьбе с коррупцией.

6. Внедрение инновационных технологий

Не только бюрократическая волокита создает множество возможностей для коррупции, но и непосредственный частый контакт между государственными служащими и гражданами может создать условия для должностных и уголовных преступлений. Одним из способов решения этой проблемы может быть использование информационных технологий для предотвращения установления личных взаимоотношений между чиновниками и гражданским обществом.

Интернет доказал свою эффективность в качестве инструмента снижения уровня коррупции. В некоторых странах использование онлайн-платформ для облегчения взаимодействия правительства с гражданами и бизнес-сообществом было особенно успешным в сферах уплаты налогов, государственных закупок и других административных процедур.

Одной из самых коррупционных сфер в мире являются государственные закупки. Закупки товаров и услуг государством в большинстве стран составляют около 5-10 процентов ВВП. Поскольку выбор победителя торгов часто зависит от предпочтений бюрократов, а многие страны имеют длинную историю коррупционной культуры, откатов и сговоров при проведении государственных закупок, все большее количество стран принимают меры, гарантирующие открытость, конкуренцию, обеспечение равных условий для всех участников торгов, а также устанавливают четкие процедуры проведения закупок.

Чили является одной из тех стран, которые используют самые современные технологии с целью создания максимально прозрачной системы государственных закупок. Разработанная в этой стране официальная электронная площадка проведения государственных закупок завоевала репутацию одной из самых открытых и эффективных в мире. Электронная площадка обслуживает коммерческие компании, общественные организации, а также отдельных граждан, и на сегодняшний день является крупнейшим сайтом «B2B» в стране. В 2012 году пользователи совершили 2 100 000 покупок на общую сумму 9,1 млрд. долларов США. Сервис также стал катализатором для использования Интернета во всей стране.

Для большинства рассмотренных выше мер, направленных на борьбу с коррупцией, основной идей является устранение возможности совершения коррупционных преступлений посредством изменения мотивов, закрытия лазеек в законодательстве и отмены нечетко прописанных административных процедур. Однако подход, фокусирующийся на изменении административных процедур и стимулов совместно с применением суровых санкций за нарушение правил будет более эффективен вместе с мерами, направленными на поддержание этики на государственной службе.

Оригинал статьи на английском языке можно прочитать на сайте Всемирного банка

  • Оцени идею: