«Хоккейный» Минск оказался доступен не для всех болельщиков

Речь идет в первую очередь о тех людях, которые имеют нарушения слуха, зрения или ограниченную мобильность. Несмотря на значительные финансовые вложения в подготовку к Чемпионату мира по хоккею, ключевые объекты и услуги, которые могут интересовать болельщиков, имеют лишь отдельные элементы доступности, а в целом доступность не носит системный характер. Таковы ключевые выводы мониторинга, который провел Офис по правам людей с инвалидностью перед началом крупного международного спортивного события в Минске.

Специалисты подчеркивают, что оценка доступности сделана не для всего города, а только для тех объектов и услуг, которые могут понадобиться потенциальным участникам чемпионата.

– Мы рассматривали доступность с позиции того, что абсолютно каждый имеет право участвовать в чемпионате, в том числе человек с самой выраженной формой инвалидности. Именно поэтому наша оценка не позволяет признать объект «полудоступным» или частично доступным, – отмечает координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский. – По результатам стало ясно: чаще всего обследованные объекты обеспечены элементами безбарьерной среды для людей с нарушениями в передвижении, то есть использующими коляску, ходунки, трость и т.п., но гораздо меньше внимания организаторы уделили стандартам доступности для людей с нарушением слуха и зрения.

Самостоятельный приезд – это риск

Первая проблема, с которой столкнулись гости – это отсутствие в свободной продаже билетов на места, предназначенные для людей с инвалидностью, в частности, для колясочников.

– Все такие билеты распространялись благотворительно и в произвольном порядке через органы социальной защиты, социальные учреждения и организации людей с инвалидностью. Такая ситуация носит явно дискриминационный характер. Есть вероятность, что болельщики из-за границы так и остались дома, – замечает специалист. – При этом к официальному распространителю билетов предварительно обращались с просьбой выкупить специализированные места, но она была проигнорирована.

Те же, кто все-таки доехал, вместе с путевкой на чемпионат купили кота в мешке: сайт официального туроператора ЧМ 2014 «ЦентрКурорт» не содержит никакой специальной информации для лиц, имеющих особые потребности. Там нет информации ни об условиях проживания, ни о качестве фандеревни, ни о предлагаемых экскурсиях, что является серьезным барьером для гостей Беларуси. В результате болельщики, привыкшие к повсеместной европейской доступности, сильно рискуют, приезжая в Беларусь самостоятельно. Ведь до последнего неясно, смогут ли они перемещаться и жить в Минске без посторонней помощи.

Без туалета и автобуса

После завершенной не так давно реконструкции национального аэропорта «Минск» степень его доступности и комфорта повысилась. Вероятно, свою роль сыграло и громкое судебное разбирательство с Евгением Шевко. Были закуплены современные кресла для транспортировки пассажиров на борт. На сайте аэропорта есть специальный раздел об особенностях обслуживания пассажиров с разными видами инвалидности.

– Однако оборудованные туалеты часто закрыты. К слову, это характерно не только для аэропорта, но и для других общественных мест. Часто просторные туалеты являются удобными кладовками для хранения технических инструментов и оборудования. Надо понимать, что поиски открытого и удобного для самостоятельного использования санузла не всегда могут закончиться удачно, – говорит Сергей Дроздовский.

Нет в аэропорту и других работающих элементов доступности: звуковых информаторов для незрячих, справочной информации на языке Брайля в инфопунктах, рифленых профилей-маршрутизаторов. Однако, важно отметить, что аэропорт, в сравнении с вокзалами, сравнительно неплохо поработал над доступностью.

Зачастую человек с особыми потребностями не имеет возможности уехать из аэропорта: нет службы социального такси, которое оборудовано подъемниками. Маршрутные низкопольные автобусы есть, но водители недостаточно обучены работе с пассажирами, которые передвигаются на коляске. Они останавливают автобусы далеко от кромки тротуара, не помогают пассажиру при посадке. Да и попасть на спецавтобус нужно умудриться: в расписании не обозначено, когда придет низкопольный транспорт, потому неясно, сколько придется ждать на остановке «свой» автобус.

На центральных вокзалах к этим неудобствам у человека с инвалидностью добавятся еще и другие. Например, все билетные кассы расположены так высоко, что дотянуться до них, находясь в инвалидном кресле, практически невозможно. Или еще пример: на железнодорожном вокзале огромное количество стеклянных дверей. Они не маркированы желтой полосой, поэтому слабо видящий человек может их просто не заметить. В итоге начнет свое путешествие с травмы. Но и это только начало: за дверью вокзала его ожидает неприступный Минск.

«С чемоданом страшно, на коляске – тем более!»

Под оценку специалистов попали гостиницы и хостелы разной ценовой категории – от дешевых до достаточно дорогих. Изучить предварительно возможность проживания в том или ином отеле было тяжело: на сайтах практически никогда нет информации о доступных номерах.

– В восьми из семнадцати обследованных гостиниц нам заявили: клиентов с инвалидностью мы не ждем. Фактически, девять хостелов оказались недоступными. Бюджетные комнаты очень тесны, укомплектованы двухъярусными кроватями, – рассказывает специалист. – Во время мониторинга в первую очередь исследовалась возможность попасть внутрь гостиницы. Так вот в некоторые гостиницы даже войти невозможно! Например, в гостинице «Планета», потенциально привлекательной для туристов своим удобным месторасположением, по пандусу опасно даже чемодан катить! Что уж говорить о безопасности человека на коляске…

При оценке специальных номеров эксперты обратили внимание на нефункциональные дизайнерские решения: пользоваться комнатой некомфортно.

– Понятно, что дизайн номера невозможно прописать в нормах. Тут главный совет – думать и советоваться, – отмечает Сергей Дроздовский. – Однако есть и странные вещи: в одной из гостиниц в спецномере система смыва в санузле была оборудована ножной педалью. И это при том, что постояльцы, для которых делали номер, не способны ходить.

Среди наиболее распространенных препятствий проживания в наших гостиницах следует выделить отсутствие специализированных парковочных мест в пределах 70-ти метров от входа, отсутствие или критическое нарушение параметров пандусов, отсутствие специализированных туалетов на первых этажах наравне с имеющимися общими. Нередко номера, предназначенные для людей с инвалидностью, заняты теми, для кого не предназначены, хотя в отеле есть и другие свободные номера.

По мнению волонтеров, наиболее приспособленной для людей с инвалидностью является гостиница «Арена». И даже при том, что гостиница «Беларусь» получила неплохую оценку доступности, администрация попросила Офис по правам людей с инвалидностью по итогам мониторинга доступности предоставить рекомендации, которые можно использовать для ликвидации барьеров.

Поесть негде, в кино не сходить

Проблемой для болельщика на коляске может стать и гастрономический вопрос. Заведения системы общественного питания в наименьшей мере готовы к встрече гостей с особыми потребностями.

– При том, что сами здания недоступны и сделать их таковыми часто нет возможности, кафе и рестораны не стремятся сделать доступными и удобными летние площадки и террасы. При этом ни один сайт общепита не сообщает информацию о том, что заведение недоступно, – говорит эксперт.

С трудом можно найти доступные аптеки, почтовые отделения, пункты связи. Поучаствовать в Ночи Музеев, что проходила во время чемпионата, тоже вряд ли получилось у тех, кто имеет ограниченную мобильность. При этом работники заведений культуры были наименее дружественно настроены к волонтерам, делающими мониторинг.

В кино тоже вряд ли получится сходить: ни в одном кинотеатре нет специализированного туалета, не говоря уже о том, что многие залы находятся на втором этаже. В кинотеатр «Октябрь» вообще не попасть: единственный доступный вход закрыт для посетителей. Трудно найти банкомат, которым может воспользоваться незрячий – их в Минске всего два.

Забывают, что инвалидность бывает разная

Места проведения игр – спорткомплексы «Минск-Арена» и «Чижовка-Арена» – в наибольшей степени доступны для болельщиков с инвалидностью. Однако и тут есть слабые стороны. Так, в «Минск-Арену» фактически невозможно попасть, если из центра города перемещаться на общественном транспорте – из-за недоступности подземного перехода. В «Чижовка-Арене» места для болельщиков на инвалидных колясках обустроены пандусом с недопустимым углом наклона, без достаточной ширины для маневра на инвалидной коляске, без необходимых ограничительных поручней безопасности. Обе арены страдают полным отсутствием информационного сопровождения для болельщиков с нарушением зрения, нет табло с бегущей строкой для людей с нарушением слуха. Условия доступности арен неполные для людей с разными видами инвалидности: спорткомплексы имеют лучшее обеспечение доступности в отношении лиц с физическими ограничениями, худшее – для лиц, имеющих сенсорные нарушения.

Из положительных качеств можно отметить то, что на аренах работали волонтеры, они оказывали болельщикам с особыми потребностями необходимую помощь по сопровождению.

Подводя итог, специалист отметил, что подготовка Чемпионата мира по хоккею не обеспечила полную доступность среды. Доступность чемпионата полностью зависела от состояния доступности Минска. За исключением организации службы волонтеров и благотворительного распространения билетов, организаторы не предприняли никаких действий. Так и остается загадкой, пользовались ли организаторы консультациями специалистов по доступности, что является нормой при подготовке таких масштабных событий.

Эксперты Офиса по правам людей с инвалидностью считают, что мониторинг данного чемпионата выявил значительный ряд недостатков, которые можно и нужно учесть при подготовке последующих крупных событий.

Мониторинг был презентован в рамках Недели Доступности 2014.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 4.8