Реформа госаппарата: как разорвать кровнородственные связи чиновников?

Управленцев надо менять на всех уровнях, чтобы убрать в цепочке «своих людей».

«Сократить избыточные полномочия госслужащих» – так определил глава государства следующий шаг в реформе системы госуправления, отметив успешность первой фазы – сокращения количества чиновников.

Белорусским управленцам не стоит громогласно заявлять об успехах в реформировании госуправления — так оценили достигнутое эксперты во время презентации исследования «Реформа системы госуправления в Беларуси», проведенного Либеральным клубом.

– Сокращение государственного аппарата и уменьшение некоторых его функций органов не являются реформой, – считает замдиректора Информационно-аналитического центра при Администрации президента Лев Криштапович . – Чтобы делать реформу, надо определиться с ее целью. В ситуации с госструктурами — это формирование доверия к власти со стороны населения, которое и наняло госаппарат. Такая задача должна в первую очередь стоять перед чиновниками.

Реформа государственного управления ведется уже несколько лет. Но называть ее эффективной было бы поспешно. Проблемы решаются точечно и спонтанно, считает эксперт. В первую очередь, надо было поставить цель реформы, изучить возможности и только после этого браться за дело.

Власти не хотят перемен в госуправлении

Согласно международным стандартам, система госуправления в Беларуси находится на довольно низком уровне. Но государство, заявляя о необходимости перемен, даже не разработало единую систему действий.

Как отмечает директор по исследованиям Центра аналитических инициатив Евгений Прейгерман, нерешение проблем в системе государственного управления, в первую очередь, обусловлено отсутствием политической воли со стороны руководства страны, партий и общественных движений, претендующих на серьезное положение в политике.

Современная модель устраивает руководство из-за ее эффективности для удержания власти.

Экс-депутат Палаты представителей Национального собрания Ольга Абрамова поясняет, что госаппарат страны строится на кровнородственных связях, широком круге взаимовыгодных услуг в различных ведомствах и лояльности. Не желая терять годами нарабатываемые и внедряемые в сферу цепочки «своих» людей, чиновники не будут предпринимать попытки изменить систему госуправления.

– Как и большинство проблем, которые якобы решаются в руководстве страны, определяются «выстрелом наугад». Чаще всего это проблемы, которые мешают президенту в момент принятия решения. Он стремится их устранить, а не менять картину в целом. Наше руководство работает как управление по отклонениям: наметилась проблема, ее обдумали, обсудили и забыли, – считает экс-министр труда и соцзащиты Республики Беларусь, эксперт НИСЭПИ Александр Соснов.

Он уверен: какие бы исследования не проводились, государство не поддержит ни одну из инициатив по реформированию государственного управления. Двигаться к изменениям стоило бы со стороны общества.

— Общество сегодня пассивно и мало заинтересовано в реформах, – говорит эксперт. – Но оно возмущено ростом бюрократии, когда процедура, некогда занимающая 15 минут, теперь – с принципом «Одного окна» – требует обойти десяток человек и отнимает несколько часов. Затягивание административных процедур, перераспределение функций внутри органов вызывают все большее недовольство налогоплательщиков.

Люди должны отстаивать улучшение качества жизни, развитие национальных идей. Например, добиваться свободы бизнеса. Власти страны сами на такой шаг не пойдут, понимая, что после успешного развития бизнес потребует определенной политической свободы.

— В стране не решен главный вопрос: как развиваться дальше. По словам президента, у нас нет даже идеологии, — подчеркивает Александр Соснов. — Любые реформы надо начинать с самого верха. Для начала восстановить избирательный процесс, а потом заниматься всем остальным.

Так как сами чиновники не хотят менять систему, надо вырывать проблему с корнем – на всех уровнях госаппарата менять управленцев.

Начальник отдела кадров Министерства экономики Дмитрий Красковский в реформировании системы госуправления предлагает сделать акцент на привлечении в государственные структуры профессионалов. Он считает, что можно было бы создать орган, отвечающий за повышение уровня профессионализма в госаппарате. Но это означает расширение количества чиновников, что идет вразрез с действующей реформой.

Что же делать?

Либеральный клуб полтора года работал над исследованием, позволяющим структурировать шаги, необходимые для настоящей реформы в системе госуправления.

Авторы исследования предлагают:

1. Проанализировать полномочия органов управления на самом верху: приведение в порядок функций и полномочий в Администрации президента, Совете Министров, а также определиться с ролью Совета Безопасности.

2. Провести аудит функций госорганов, чтобы определить, какие из них сокращать.

3. Провести ревизию функций органов госуправления с точки зрения их способности предоставлять качественные услуги населению и управлять экономикой.

4. На основании исследований внести изменения в законодательство.

5. Повысить доступность информации в системе госуправления и минимизировать ее бюрократичность.

6. Разработать стратегию повышения уровня престижа госслужбы.

7. Работать над децентрализацией бюджетных отношений и повышением полномочий и ответственности местных органов власти.

На реформе госаппарата государство больше потеряло, чем сэкономило

Когда чиновники поделятся властью с народом

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 26
  • Балл: 4.8