«Сейчас многие предприятия умирают, но буржуям их все равно не продают»

Почему россияне не хотят платить живые деньги за МАЗ и когда КАМАЗ поглотит минский автозавод — анализирует экономист Лев Марголин.

Беларусь и Россия пока не смогли договориться по условиям создания альянса МАЗа и КАМАЗа, сообщил вчера первый вице-премьер Владимир Семашко.

«Рабочая группа по данному вопросу полторы недели собиралась и пока к какому-то согласию не пришла. Данная тема будет вновь обсуждаться 23 мая в Санкт-Петербурге», — заявил первый заместитель главы белорусского правительства.

— А нужен ли белорусским автопроизводителям этот холдинг?

— По большому счету, холдинг или какая-то иная форма объединения нужна обеим сторонам, — считает Лев Марголин. — КАМАЗ ведь тоже сравнительно не большое предприятие. А МАЗ – вообще, наверное, самый маленький в мире производитель оригинальных грузовых автомобилей. С этим связаны многие негативные моменты: низкая конкурентоспособность, относительно высокая себестоимость продукции, недостаточно быстрая сменяемость моделей.

Фото gazetaby.com

Посмотрите, что происходит на мировом рынке. Громадные концерны: Renault , Volvo и другие или объединяются, или покупают друг друга, или кооперируются. В любом случае, они находят возможности объединить усилия. На мировом рынке очень жесткая конкуренция. Без объединения, без вливания в систему МАЗ не может рассчитывать ни на что, кроме как белорусский рынок. И то, если он будет хорошо защищен государством. Возможно в перспективе, если появится рынок стран Евразийского экономического союза, удастся закрепиться и там.

— Так почему же МАЗ до сих пор не может объединиться с КАМАЗом?

— К этому альянсу — разные подходы. Россияне видят МАЗ как объект поглощения. Причем им не важно, в какой форме это будет происходить. Поскольку частных акционеров КАМАЗа интересует только то, что будет на выходе: увеличение объемов и прибыли.

Белорусскую сторону такой вариант не устраивает, потому что МАЗ — государственная собственность. А руководству нашего государства прибыль нужна не завтра или через десять лет. Его интересуют деньги здесь и сейчас. МАЗ хотят продать за живые деньги и подороже.

Опыт продажи «Белтрансгаза», некоторых других активов учит белорусскую сторону: если хорошо поторговаться, то за собственность можно получить денег больше, чем она стоит реально. Мол, что там стоит России по дружбе перекинуть лишний миллиард? Вот мы упремся, они будут прыгать-прыгать и рано или поздно дадут нам то, что мы хотим.

— Получится ли выгодно продать МАЗ?

— А Россия не хочет его покупать. Для этого нужны большие деньги, которых у КАМАЗа нет. Надо брать кредит, соответственно, платить большие проценты. Вот россияне и предложили такую схему: давайте объединимся безо всяких денег, у вас и у нас вырастет общая прибыль, вы и мы будем в шоколаде. Но белорусские власти такие условия отвергают.

— Попытается ли КАМАЗ с помощью Кремля дожать белорусское руководство?

— Не исключено. Экономическая ситуация в Беларуси аховая, без российских дотаций и кредитов не обойтись. Другой вопрос, за что эти кредиты и дотации будут даваться: то ли за политическую лояльность, то ли за Минский автозавод.

К тому же, следует учитывать, что КАМАЗ – частное предприятие. Конечно, оно большое, оно градо- и системоообразующее, оно важно для российской власти, но не до такой степени, как МАЗ для белорусской власти. Однако если КАМАЗ окажется в числе приоритетов, то российское правительство найдет способы, чтобы «дожать» белорусскую сторону. Видимо, сейчас у Москвы есть более важные вопросы.

— Реально ли продать МАЗ западным покупателям, или у них нет интереса к белорусскому автомобильному флагману?

— Думаю, что белорусские власти даже не пыталась искать покупателя на Западе. Они понимают, что если ты продал белорусское предприятие на Запад, то потерял его раз и навсегда. А россияне все-таки ментально ближе. Продав им МАЗ, можно будет каким-то образом влиять на его деятельность, и даже посадить там замдиректора по идеологии.

Что касается интереса Запада, то он был не только к МАЗу, а ко многим другим фабрикам и заводам нашей страны на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов. К примеру, на борисовские предприятия приезжали многочисленные представители западных компаний, предлагали разные варианты и условия покупки. Но все тщетно. Сейчас многие предприятия умирают, но буржуям их все равно не продают.

МАЗу не удержать российский рынок без объединения с КамАЗом

МАЗ приговорен: Россия решила взимать утилизационный сбор по-новому

Почему падают продажи «МАЗов» в России? 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 4.6