Шеф вправе красоваться на розовом Bentley, но тогда его призывы к экономии вряд ли будут услышаны

Вопрос о повышении конкурентоспособности белорусских предприятий сегодня становится одним из ключевых. От того, как он будет решаться, во многом зависят перспективы дальнейшего развития экономики.

Несомненно, для повышения конкурентоспособности необходимы инвестиции, а также новые бизнес-идеи и новые технологии. Немаловажным является и снижение затрат, поскольку продукция многих белорусских предприятий имеет слишком большую себестоимость и потому не может конкурировать по цене как на внутреннем, так и на внешних рынках.

О ключевых моментах работы по снижению издержек рассказывает партнер и руководитель ряда программ Бизнес-школы ИПМ Владислав Толкач.

Почему белорусским компаниям сегодня важно снижать издержки?

Когда-то давно белорусские помидоры, трикотаж или транспортные услуги были дешевыми – и при этом достаточно качественными. Сегодня они часто стоят дороже, чем их зарубежные аналоги. При этом мы, к сожалению, не итальянцы в дизайне, не шведы в инновациях, не немцы в качестве. Мы можем делать что-то вполне достойное, но не топ-уровня. А дорогой продукт среднего качества сегодня никому не нужен.

– Как найти возможности снижения себестоимости?

– Если вдумчиво анализировать бизнес и те процессы, на которых он строится, таких возможностей можно найти массу. Приведу несколько примеров.

Директор одного маслоделательного завода однажды внимательно посмотрел на этикетку, которая клеится на бутылку, и решил поменять сплошные полоски клея на пунктирные. Для этого пришлось покупать новый станок. Но экономия клея оказалась настолько велика, что приобретение нового станка себя довольно быстро оправдало.

Другой пример. Компания начала выплачивать сотрудникам премии за рацпредожения, ведущие к снижению затрат. Но предложения сотрудники могли подавать лишь в сферах, находящихся вне зоны их ответственности. Причин такого подхода несколько. Во-первых, часто мы смотрим на свою работу замыленным взглядом. Во-вторых, нам не всегда выгодно снижать затраты в собственной зоне ответственности.

– С чего Вы бы посоветовали начать работу по снижению издержек?

– Культура низких издержек должна идти от босса. Шеф, несомненно, вправе красоваться перед коллективом на розовом Bentley. Но вряд ли в этом случае он может рассчитывать, что его призывы к экономии найдут отклик у сотрудников. Основатель низкозатратной и очень прибыльной компании IKEA Ингвар Кампрад ездит на общественном транспорте и живет в отелях категории не выше 3 звезд. Когда люди видят адекватный пример – они сами будут готовы идти в нужном направлении.

Кроме того, многие белорусские компании имеют гораздо больше активов, чем могут себе позволить. Фактически они стремятся стать натуральными хозяйствами, где все необходимое производится внутри. Но ведь непрофильные функции, скажем, транспорт, столовую и даже бухгалтерию часто выгодно отдавать на аутсорсинг.

Продолжение здесь

 

  • Оцени статью: