Когда вузы перестанут выпускать недоучек?

Стандарты обучения в Беларуси противоречат требованиям работодателей. Как преобразовать систему образования под потребности рынка труда?

Вузы выпускают не профессионалов, а головную боль работодателей

Продукт, который выпускают учебные заведения Беларуси, предпринимательские круги коренным образом не устраивает, отметил председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Владимир Карягин на круглом столе в Минске 10 декабря. Суть претензий работодателей в том, что им приходится прилагать немало усилий на переобучение и дополнительное образование молодых специалистов.

–– Мы понимаем, что внутри существующей системы образования назрели колоссальные преобразования, –– говорит Владимир Карягин. –– Проводя их, важно прислушаться к мнению деловых кругов.

Однако в белорусском законодательстве вообще нет понятия «работодатель», оно заменено на «наниматель». Это искажает и сужает социальную роль работодателя.

— Пока в вопросе формирования новых стандартов в образовании не прислушиваются не только к нам, но и к академической общественности, в частности к ректорам частных вузов и руководству частных колледжей, — сетует лидер предпринимателей.

Владимир Карягин считает, что участие работодателей в подготовке кадров должно происходить на всех уровнях — от приемных комиссий до выпускных экзаменов.

Пока учреждения образования и рынок труда живут автономно, отмечает доцент Европейского гуманитарного университета, эксперт в сфере образования Андрей Лаврухин.

–– Как минимум, эти реальности не находятся в гармоничных отношениях, –– оценивает эксперт. –– И сталкиваются после того, как выпускник оказывается на рынке труда. А должно быть по-другому –– именно исходя из потребностей рынка труда следует планировать образовательные траектории, форматы, требования к качеству.

Однако невозможно говорить о качестве образования, когда оно формируется и оценивается самим же Министерством образования.

Бизнес не подпускают к профстандартам

В Европе участие работодателя в управлении процессами в образовании происходит благодаря существованию Европейской рамки квалификаций. Отдельные страны принимают Национальные рамки. Именно они способствуют решению проблемы оторванности системы образования от рынка труда.

Главное же — это профессиональные стандарты, которые и являются инструментом управления образованием со стороны работодателя.

–– Процесс активного включения работодателей в управление высшим образованием достаточно далеко продвинулся в странах, включенных в Болонский процесс. Беларусь безнадежно отстала, здесь только начинают говорить о том, что сделали давно не только в Европе, но и в России, где при участии Российского союза промышленников и предпринимателей разработаны уже 400 профессиональных стандартов, — отмечает эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

В Беларуси только планируются некоторые шаги, о которых общественность информируют крайне дозированно. Заместитель начальника управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Галина Гринчук сообщила, что правительство утвердило план работы по совершенствованию национальной системы квалификаций.

–– Работа началась только в этом году и ведется с учетом международных рекомендаций. Совместно с Министерством образования и с участием нанимателей создаются секторальные советы. Система будет отрабатываться на управленческой деятельности и информационных технологиях (Академия управления при президенте), — рассказывает представитель Минтруда и соцзащиты.

Говорить, что бизнес допустили к выработке профстандартов, не приходится.

— Однако изменения в системе образования не могут произойти без изменения на рынке труда и наоборот, — отмечает Владимир Карягин. — К модернизации этих сфер, равно как и к модернизации страны, необходимо подходить комплексно, вырабатывать системный подход. А участие работодателя в разработке профстандартов обязательно.

Справка «Завтра твоей страны»

Профессиональный стандарт –– это многофункциональный нормативный документ, системно раскрывающий содержание трудовой деятельности работников и требования к их компетенциям для конкретной области профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт раскрывает содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников. Профессиональные и образовательные стандарты должны являться одними из элементов единой национальной системы квалификаций.

+ В турфирмах о молодых специалистах: Хорошо, если в вузе географии научат

  • Оцени статью: