Клюнут ли медалисты на льготы в педвузах?

Зачем медалистам идти в учителя и выиграют ли от этого профессия и ученики — предложение Министерства образования оценили педагоги.

В Беларуси обсуждается возможность приема медалистов без экзаменов в педагогические вузы, сообщил журналистам 3 декабря первый заместитель министра образования Александр Жук. Это актуально, поскольку недобор на педагогические специальности очень серьезный. В Белорусском государственном педагогическом университете им. Танка в минувшую абитуриентскую кампанию на специальность «математика и информатика» планировали набрать 115 человек, а документы подал 51 абитуриент. На специальность «физика и информатика» планировали набрать 75 человек, а документы подали 28. На специальность «физика и техническое творчество» планировали набрать 10, документы подал 1 человек.

А в Брестском государственном университете им. Пушкина обучаться по специальностям «математика (научно-педагогическая деятельность)» и «физика (научно-педагогическая деятельность)» даже на бюджете не захотел никто.

С мертвой точки ситуация сдвинется

Педагог из Гомеля Александр Вороненко давно изучает процессы в системе среднего образования Беларуси. Он не исключает, что появление преференций для медалистов позволит заполнить бюджетные места на педагогических специальностях.

— Ситуация в педвузах не изменится кардинально, но с мертвой точки сдвинется — таков прогноз эксперта.

Абитуриенты, которые знают, что, благодаря медали или победе в олимпиаде, поступление гарантировано, могут решить не рисковать с поступлением на престижные специальности. Например, на международные отношения в Белгосуниверситет можно не пройти по конкурсу, даже набрав 350 из 400 баллов.

— В стрессовой ситуации абитуриент может предпочесть гарантированное место в педуниверситете, — считает эксперт.

Так уже многие выбирают педагогическую специальность в Лингвистическом университете, потому что поступить на переводчика очень сложно.

Медалистов станет больше?

В 2013 году 3,4% выпускников средней школы получили золотые и серебряные медали –– 1 тыс. 800 выпускникам вручены аттестаты об общем среднем образовании особого образца и золотые медали и 277 — серебряные.

Из года в год число медалистов сохраняется примерно одинаковым, хотя выпускников становится меньше.

Не исключено, что школы «откликнутся на инициативу» Министерства образования и в ручном режиме увеличат количество медалистов. Раньше, когда медалисты при поступлении в вуз сдавали только один экзамен, школы шли лучшим ученикам навстречу, помогая дотянуть аттестат до медали. Когда с введением ЦТ наличие медали престало играть какую-либо роль, все изменилось.

–– Результативность обучения оценивается в числе прочего и по количеству медалистов. Чем их больше, тем престижнее считается школа, хотя внутри учебного заведения эти показатели могут корректироваться. Чаще всего так происходит в сельских школах, где балл аттестата может быть очень высоким, а на ЦТ медалисты не в состоянии продемонстрировать высокий уровень знаний, — говорит Александр Вороненко.

Учитель русского языка Анжелика Салонович в прошлом году ушла из школы в репетиторство. Говорит, что привлечь на педагогические специальности медалистов можно, но только не из Минска.

–– Это рассчитано разве что на детей, которые боятся сдавать экзамены, так как не имеют знаний соответствующих их высоким оценкам в аттестатах, — считает репетитор.

Медаль выдается по результатам школьных экзаменов. До июня ученик не знает, что получит ее. Таким образом, мотивированный к поступлению в вуз выпускник все равно будет готовиться к ЦТ в течение года.

— Если речь идет о заслуженной медали, дети смогут поступить туда, куда им хочется.

Хотя для всех, кто знаком со школьным образованием, очевидно, что медалисты в школах не всегда являются настоящими отличниками, — говорит Анжелика. — Я сама медалистка и знаю, что моя медаль была нужна больше школе, чем мне. Не по всем предметам у меня были справедливо высшие оценки.

Почему учителя уходят из школы?

Учитель с многолетним стажем и автор учебников, по которым много поколений белорусских школяров изучали физику, Юрий Лещинский считает: чтобы привлечь в школы молодежь, нужны не льготы при поступлении на педагогические специальности, а более высокая учительская зарплата.

–– Сейчас при выборе профессии материальный вопрос очень важен. И если учитель будет по-прежнему получать три миллиона, педагогов будет не хватать, — убежден эксперт.

Дочь Юрия учится в минской школе в 10-м классе. В прошлом году у нее полгода не было учителя физики.

— Учителя не задерживаются, так как лучшие дети –– в гимназиях и лицеях, а в обычных школах работать сложно. В такой ситуации приходится выживать и детям, и учителям.

Меру для повышения престижа учительской профессии, предложенную Минобразования, Александр Вороненко считает слабой. В Беларуси, отмечает эксперт, учителя делают все, что угодно, кроме того, что учат. Явка на хоккей, обеспечение посещения кинолектория, заполнение огромного количества бумаг –– вот учительские будни.

–– В опросах педагогов среди раздражающих факторов зарплата находится только на третьем месте после выполнения посторонних обязанностей и бумажной работы. В школе реально заработать 4-4,5 млн. рублей. Однако неуважение к профессии отталкивает, — заключает педагог.

По мнению Александра Вороненко, изменить ситуацию не так уж и сложно. Например, вполне реально уменьшить количество бумаг, которые обязан заполнять учитель.

Именно из-за неуважения к учительскому труду ушла из школы и Анжелика Салонович:

–– Если бы не масса унизительных обязанностей, я бы вернулась учить детей –– хотя бы на полставки. Но я не хочу заниматься сбором денег на обеды, принуждением детей ходить в столовую, сдавать деньги на подписку на государственные издания.

Анжелика Салонович не знает, сколько нужно платить учителю, чтобы он уважал себя, а его уважала администрация, дети, родители. Пока, с ее точки зрения, ведь все становится только хуже.

— Мы наблюдаем круговорот проблем. Слабые дети идут на педагогические специальности, плохо учатся в университетах, но получают дипломы и приходят в школы, где плохо учат детей. Уровень знаний учеников все ниже. Создается впечатление, что в школах их вообще не учат или они настойчиво отказываются учиться, — резюмирует репетитор.

+ Какие правила приема отсеют слабых абитуриентов

Почему в школе не ставят единиц?

  • Оцени статью: