Почему белорусов не прельщает американский диплом?

По числу докторантов, бакалавров и магистров, обучающихся в лучших вузах США, Беларусь занимает одно из последних мест среди стран с развивающейся экономикой в Центральной Европе и на территории бывшего СССР.

По мнению авторов доклада Европейского банка реконструкции и развития «Переходный процесс: остановка в пути?», качество людских ресурсов играет важнейшую роль в экономическом росте и влияет на темпы развития стран Восточной Европы. А они по-прежнему серьезно отстают от уровня передовых стран мира.

В исследовании человеческих ресурсов в странах с переходной экономикой приведена любопытная статистика о количестве представителей, обучающихся в США. Для анализа использовались данные Национального научного фонда (2013 г.) и Института «Международное образование» (2002-11 гг.).

По Беларуси данные неутешительны. Даже среди стран Центральной Европы и бывшего СССР она занимает одно из последних мест по числу докторантов, бакалавров, магистров, обучавшихся в США. Позади только Азербайджан и страны Средней Азии.

С другой стороны, институциональные условия в Беларуси сегодня таковы, что большинство белорусских докторов, магистров и бакалавров, получивших образование в США, вряд ли готовы вернуться работать на родину.

Авторы выбрали как критерий образование в США, поскольку именно американские вузы занимают ведущие позиции в международных рейтингах по качеству образования. На образовательную систему этой страны приходится до половины из сотни ведущих мировых университетов и почти половина из 200 лучших в мире университетов в Академическом рейтинге университетов мира (ARWU). В исследовании анализировалось число обладателей докторских степеней S&E (Science and Engineering). Более половины всех докторских степеней в США присуждаются именно в этой области.

Число докторов, магистров, бакалавров в вузах США на миллион человек трудоспособного населения в стране происхождения в 2002-2011гг.

Страна

Доктора

Магистры

Бакалавры

Болгария

107,97

219,30

339,83

Румыния

103,84

118,42

59,03

Турция

92,18

149,43

85,48

Хорватия

65,80

91,10

111,41

Армения

60,00

109,69

66,25

Албания

50,74

128,00

253,22

Словения

46,08

63,95

73,24

Сербия (с 2006)

44,08

90,97

105,48

Венгрия

35,45

59,09

52,77

Эстония

35,23

91,15

173,71

Монголия

28,00

123,88

369,91

Литва

27,46

71,48

143,17

Словакия

26,86

52,56

80,10

Латвия

26,69

69,97

155,82

Босния и Герцеговина

25,13

43,25

105,03

Чехия

24,60

46,77

68,33

Украина

19,97

29,22

21,50

Грузия

19,92

66,37

50,30

Россия

18,91

24,76

20,98

Польша

17,56

31,36

55,82

Черногория (с 2006)

16,67

55,24

123,33

Молдова

14,65

47,53

78,70

Беларусь

12,44

25,13

32,23

Казахстан

7,21

29,49

61,27

Кыргызстан

6,27

28,98

31,49

Азербайджан

4,39

24,79

22,75

Узбекистан

2,99

11,54

14,42

Туркменистан

2,58

16,68

24,22

Таджикистан

1,45

12,53

27,34

Косово

Нет данных

124,56

392,01

По данным доклада Европейского банка реконструкции и развития «Переходный процесс: остановка в пути?»

В части доклада, посвященной человеческим ресурсам, сказано, что большинство бывших коммунистических стран обладают хорошо развитой системой начального и среднего образования, а некоторые из них не уступают в этом отношении наиболее развитым странам. Однако констатируется, что система высшего образования в них значительно отстает от уровня США, Западной Европы и других развитых стран. При этом отмечается, что разрыв в качестве высшего образования за последнее десятилетие увеличился.

Финансовые преимущества, на которые могут рассчитывать выпускники вузов (так называемые «доходы от получения образования»), крайне важны для успешного формирования высококвалифицированных людских ресурсов. Там, где образование плохо окупается, люди меньше стремятся продолжать обучение после средней школы», — отмечают авторы исследования.

Еще одним важным фактором накопления, отвечающим высоким требованиям человеческого капитала, является способность страны удерживать у себя квалифицированные кадры и привлекать их извне.

«Государства региона с переходной экономикой сталкиваются с утечкой ценных специалистов за рубеж, хотя в этих же странах одновременно наблюдается и приток квалифицированной рабочей силы. Тем не менее, лишь немногим из них удается полностью компенсировать за счет приезжих возникающий дефицит трудовых ресурсов», — выделяют еще одну проблему эксперты Европейского банка реконструкции и развития.

Основной совет экспертов: проводимая политика должна преследовать одновременно две цели — развитие человеческого капитала и совершенствование институтов. Он основан на том, что высококачественная институциональная среда помогает привлекать в страну и удерживать в ней квалифицированные кадры, способные генерировать инновационные решения и осваивать новые достижения мировой науки и техники, стимулируя этим экономический рост. Она же по заслугам вознаграждает выпускников вузов, создавая стимулы к получению образования.

+ Чему не научат в Лондоне?

  • Оцени статью: