Что мешает белорусским медикам больше зарабатывать на иностранцах?

С каждым годом в Беларусь приезжает на лечение все больше иностранцев, в основном из России. Как долго белорусская медицина продержится на непритязательных туристах и сможет извлекать прибыль из проблем российского здравоохранения?

Ставка на российских пациентов

Медленно, но верно увеличивается число приезжающих на лечение в Беларусь из-за рубежа. В 2010 году их было около 100 тысяч, в 2012 году 138, а за девять месяцев этого года около 117 тысяч. В Минздраве надеются, что рекорд прошлого года будет побит.

Каждую десятую операцию по трансплантации органов делают иностранцам.

Самый известный пациент белорусских медиков — экс-глава Моссада Меир Даган, которому в октябре 2012 года в Минске сделали операцию по пересадке печени.

Вместе с белорусскими врачами операцию Дагану проводил французский хирург. По информации израильских СМИ, белорусская клиника была выбрана еще и потому, что в Германии и США пришлось бы долго ждать очереди, а в Израиле трансплантацию печени пациентам старше 65 лет не проводят.

В Беларусь приезжают лечиться из России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Молдовы, Грузии, Сирии, Германии, Израиля, Италии, Йемена.

Но как бы ни была широка география пациентов, Минздрав и фирмы, занимающиеся медицинским туризмом, делают ставку на Россию. В год около трех миллионов жителей этой страны выезжает на лечение за рубеж, что, безусловно, является для белорусского рынка очень перспективным, считает директор компании MedTravelBelarus Владислав Андросов.

— Российский рынок рассматривается как самый актуальный для Беларуси, — отмечает специалист. — Эта страна рядом, и из нее приезжает действительно большое количество людей. Пока значительная их часть пользуется у нас услугами санаториев . Россияне едут также в Южную Корею, в Израиль, которому Турция уже составляет конкуренцию. Почему бы нам не показать, что мы тоже можем качественно оказывать медицинские услуги?

Россиян, по мнению Владислава Андросова, заставляет ехать за рубеж ряд факторов. Среди них — отсутствие компетентных специалистов в некоторых регионах или недоверие к этим специалистам.

— В каждом российском городе есть свои проблемы в медицине, которые могут сыграть в пользу развития экспорта медицинских услуг Беларуси, — считает директор компании.

Цены как основное преимущество

О лечении в Беларуси в Минздраве говорят: качественно и недорого. Действительно, ряд услуг у нас значительно дешевле. Таблица, основанная на данных из открытых источников, показывает, что ценовой фактор лечения в Беларуси для иностранцев является определяющим.

Процедура

Цена в Беларуси для иностранцев, в долларах США

Цена в других странах, в долларах США

Трансплантация печени

от 50 000

Израиль – от 208 000

Германия – от 260 000

Турция — от 98 000 долларов

Трансплантация почки

до 50 000

Израиль — от 114 400

Германия — от 185 900

Турция — от 28 000

Подтяжка лица

1 500

США — более 11 000

Эндопротезирование тазобедренного сустава

от 6 000

Россия — 8 000-10 000

страны ЕС — от 30 000

Процедура экстракорпорального оплодотворения

от 3 000

Россия — от 5 000 страны ЕС — от 9 000

Однако, как считает начальник отдела предпринимательской деятельности, ценообразования и управления госимуществом Минздрава Дмитрий Калистратов, и здесь «нужно держать руку на пульсе цен в сопредельных странах, как минимум».

— Во многих государственных учреждениях цены догнали до такого уровня, что они выше, чем в коммерческих центрах Санкт-Петербурга и Москвы. Разве человек приедет из этих городов к нам лечиться, если такие цены? Где-то, наоборот — цены на лечение в четыре раза дешевле, чем российские. Если речь идет о высокотехнологичной операции, цену можно держать на 30-40% дешевле, чем в Москве, — отмечает специалист.

Год от года средняя цена лечения иностранцев в Беларуси увеличивается. Это связано с тем, что иностранцам чаще всего оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь.

«Сарафанное радио» как способ привлечения туристов

Чтобы медицинские туристы ехали в Беларусь, они должны знать о возможностях нашей страны. Но именно информирование является слабым звеном в сфере экспорта медуслуг. Из всех видов рекламы у нас самое распространенное — сарафанное радио, отмечает Владислав Андросов. На «народную рекламу» приходится затрачивать гораздо больше ресурсов, чем может показаться на первый взгляд.

— Мы уже три года работаем в сфере медицинского туризма, в основном с частными клиниками. Требуется много времени на работу с отзывами, опросы клиентов. Мы делаем это. Например, если у нас просят контакты пациентов, которые оставили отзывы, мы даем их. Люди связываются с теми, кто приезжал на лечение через нашу организацию. Это можно назвать «сарафанным радио», — говорит Владислав Андросов.

В то же время индустрию медицинского туризма в мире движет интернет-маркетинг. Это показывают различные опросы. Работа с сайтом медучреждения, которое принимает пациентов из-за рубежа, для экспорта услуг выходит на первый план.

И реклама, как подчеркивает Дмитрий Калистратов, должна быть своевременной. Пока же сайты некоторых учреждений здравоохранения обновляются редко. На них в октябре можно найти последние новости, датированные февралем.

Сервиса нет, говорят иностранцы

В отделе предпринимательской деятельности, ценообразования и управления госимуществом Минздрава отмечают, что многие учреждения здравоохранения рассчитывают в продвижении услуг на то, что одни люди расскажут другим о лечении в Беларуси.

+ Чего хотят медицинские туристы?

— В целом иностранные пациенты, с которыми мне доводилось общаться, довольны уровнем медицинского обслуживания, но не сервисом, — признает Дмитрий Калистратов. Например, есть вопросы по организации питания.

— Возможно, иностранный пациент готов платить и за ресторанное питание, тогда заключите договор с рестораном и предоставьте возможность питаться человеку по вкусу, — советует специалист работникам медучреждений и сетует:

— У нас же часто случается так — госпитализировали пациента и забыли. Подходит нему кто-то в рабочем порядке и все.

Иностранные пациенты попадают в ситуации, когда их не только не встречают в аэропорту — в приемных покоях ничего не знают об их прибытии. Случается, что завотделением дает предварительное согласие на лечение, а врач, который непосредственно должен заниматься пациентом, оказывается к этому не готовым.

— Был случай, когда пациента из Казахстана госпитализировали и спрашивают, где его ложка, где кружка. Человек, у которого их не было, остался голодным, — рассказывает Дмитрий Калистратов.

По большому счету проблема в том, что в Беларуси у врачей и организаторов здравоохранения нет опыта отношения к пациенту как к партнеру или клиенту. Из года в год клиники финансируются не по количеству оказанных услуг или проведенных вмешательств, а по принципу — сколько выделит министерство.

В последние годы в Беларуси стали хорошо доплачивать врачам за высокотехнологичные вмешательства. Однако и тут доктор понимает: не будет этого пациента, будет другой. Большинство медиков в стационарах работают с перегрузками, поэтому им не до развития сервиса для иностранных пациентов. Местные пациенты на него давно уже не рассчитывают.

Правда, в Минздраве отмечают, что сервисная палата на достаточно высоком уровне должна быть в каждой клинике. При этом речи об уплотнении палат для отечественных пациентов не идет, хотя такая перспектива очевидна. Места же в больнице не появятся сами собой. Клиники на уплотнение пока не идут, однако позиция Минздрава однозначна — надо зарабатывать деньги на внебюджетных услугах. Не можете на своих гражданах, давайте на иностранцах.

Белорусские клиники не аккредитованы по международным стандартам

Директор ООО «Агентство медицинского туризма» Михаил Недвецкий отмечает, что развитие медтуризма сдерживают не только огрехи в сервисе. Основная проблема — в отсутствии интеграции отечественной системы здравоохранения в международное сообщество. Белорусские клиники не аккредитованы по международным стандартам (JCI, TEMOS, Treatment and Abroad).

Например, аккредитация «Объединенной международной комиссией» (JCI), которая является международной некоммерческой организацией, считается «золотой печатью», гарантией качества в уходе за пациентами и их безопасности. В Турции 50 клиник сертифицированы по JCI, в России — одна. В Литве две государственные и две частные проходят аккредитацию. В Беларуси — ни одной.

Присоединение клиник к Международной системе сертификации — процедура небыстрая (занимает три-четыре года) и недешевая. Клинике это обходится в 10-15 тысяч долларов плюс накладные расходы, включающие оплату приезда и размещения экспертов. Однако если такие суммы по силам Литве, то Беларуси тем более, считает Михаил Недвецкий. Ведь средства на здравоохранение выделяются из государственного бюджета. Достаточно пересмотреть приоритеты и направить деньги туда, где они нужны.

Всем клиникам процедуру проходить не нужно. А вот республиканские научно-практические центры, 2-я больница Минска, организации, занимающиеся спелеолечением, сделать это могли бы.

Если клиника имеет международный сертификат, она следует в оказании медицинской помощи стандартам, принятым в цивилизованном мире, а значит, ей можно доверять. К слову, «Агентство медицинского туризма» уже сталкивалось с ситуацией, когда житель Великобритании (выходец из Беларуси), который, узнав, что клиник, имеющих международный сертификат, в Беларуси нет, поехал лечиться в Венгрию.

Поскольку большинство приезжающих на лечение в Беларусь — россияне, которые международными сертификатами пока не очень интересуются, может показаться, что это не очень актуально. Однако куда поедут лечиться жители соседней страны с учетом планов по упрощению визового режима между Россией и ЕС, будет во многом зависеть от того, какой путь развития выберет белорусская медицина. Если будем говорить только о ложках, кружках, потеряем часть своего рынка, резюмирует Михаил Недвецкий.

+ Какими медуслугами Беларусь может привлечь иностранных туристов?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5