«Мы привыкли, что государство нам что-то должно давать, пусть не лучшего качества, лишь бы отвязаться»

Для слабослышащих — сурдоперевод на лекциях, для невидящих — изготовление бесплатных ксерокопий шрифтом Брайля — как в одном польском университете искореняют дискриминацию инвалидов, и кто все это финансирует.

У поляка Павла Вдувика жена и четверо детей.

— Все запланированные, — говорит он.

Чтобы прокормить семью, работать приходится много: читать лекции, руководить офисом и вести программу на радио. Павел — успешный человек. Он пользуется уважением в вузе. И у него есть масса возможностей, которые он открыл для себя сам.

Жить полной жизнью слепому Вдувику помогают гаджеты. Например, специальное устройство, которое с помощью Bluetooth соединяется с телефоном и позволяет незрячему человеку читать почту и заходить в интернет. Безусловно, у Вдувика есть органайзер, устройство для чтения книг. А еще приспособление, которое позволяет, если поднести его к ткани, узнать цвет.

— Это очень удобно, — рассказывает Павел. — Я подношу, а мне говорят, какого цвета рубашка, а какого костюм. Это облегчает жизнь, я могу быть независим. Например, сегодня жены не было дома, когда я одевался, и, думаю, у меня получилось подобрать рубашку в тон пиджака.

По вечерам Павел Вдувик читает сказки своим детям, а днем руководит в Варшавском университете офисом по делам людей с инвалидностью. Он отмечает, что выравнивание шансов — это философия, которая пришла скорее из США, а не из Европы.

Павел стал идейным вдохновителем новых условий для студентов Варшавского университета. Будучи слепым, он поехал изучать психологию в США. Там понял, что люди с инвалидностью могут иметь гораздо больший доступ к образованию и общественной инфраструктуре, чем было в 1980-е годы в Польше.

Именно Вдувик и открыл в Варшавском университете компьютерный центр для незрячих студентов в 1990-е годы, а потом и офис. И з США он привозит собак-поводырей, которые понимают только по-английски, но в польской реальности прекрасно ориентиру ю тся.

— Мы привыкли, что государство нам что-то должно давать, пусть не лучшего качества, лишь бы отвязаться. В США изначально я испытал шок. Человек с инвалидностью там чувствует себя гражданином, так должно быть и у нас. И если он хочет учиться, для этого создадут условия. Инвалид — это не субъект для помощи, а человек, имеющий права — таково кредо Павла.

Право на доступность образования не заканчивается школьной скамьей

Польша, как и другие страны Европы, за исключением Беларуси, подписала Конвенцию по правам инвалидов. Перед ее ратификацией был принят закон о языке жестов, изменены нормы доступа к средствам коммуникации (новые положения касаются трамваев, автобусов, метро), введены новые формулы обучения учеников со специальными образовательными потребностями.

Нельзя сказать, что в стране сразу же произошла революция в соблюдении прав человека. Но все же многое изменилось. Налоговая система страны теперь такова, что предприятия либо платят налог, либо берут на работу определенный процент людей с инвалидностью.

Неправительственная некоммерческая организация, объединяющая общества и ассоциации обществ лиц с инвалидностью в Польше, Польский форум лиц с инвалидностью (ПФОН) аккумулирует средства, которые тратит на потребности людей с инвалидностью.

Поддержка детей с инвалидностью в системе дошкольного и школьного образования практически не отличается от белорусской — разве что предложений больше. Есть специальные учреждения образования, система инклюзивного, а также интегрированного образования. Главное отличие от Беларуси, как отмечает координатор офиса по правам инвалидов Сергей Дроздовский, право на доступность образования в Польше не заканчивается школьной скамьей.

Во многих учреждениях работают офисы или омбудсмены по правам человека с инвалидностью, которые упрощают жизнь людей и способствуют повышению качества образования. Ярчайший пример — Варшавский государственный университет. Здесь офис по делам людей с инвалидностью работает с 1996 года. Тогда это был пилотный проект, и в университете, рассказала представитель офиса Анна Шиманьска, обучалось 40 студентов с инвалидностью. В 1999 году их было уже 300, теперь — 1 100.

— Мы исходим из идеи права человека на образование, которым обладают все, — рассказала Анна Шиманьска белорусским гостям, которые приехали в Польшу по приглашению Хельсинкского фонда по правам человека. — Мы стремимся к выравниванию шансов в сферах, где студенты имеют препятствия. Наши студенты с инвалидностью имеют те же права и обязанности, что и все другие.

Офис поддерживает студентов, которые в этом нуждаются. Однако это не означает снижения содержательных требований к студентам, их уровень знаний соответствует стандартам.

— Для слабослышащих обеспечиваем сурдоперевод на лекциях, для невидящих — возможность записывать лекции на диктофон и изготовление бесплатных ксерокопий шрифтом Брайля, — рассказывает Анна.

В университете для студентов, имеющих особые потребности, есть бесплатный прокат компьютеров и программ. Есть компьютерный центр с мониторами, которые имеют функцию значительного увеличения текста, цифровая библиотека. Работает бассейн, приспособленный для людей с инвалидностью. Слабовидящие студенты, поступая в университет, проходят курс пространственной ориентации и могут рассчитывать на сопровождение во время учебы.

Университет стремится к созданию безбарьерной среды. Это означает, что там есть подъемники, лифты, туалеты для колясочников. Работа по оснащению очень дорогая и продолжается до сих пор: из 50 зданий университета приспособлено для движения на коляске 37.

Как это финансируется? Раньше деньги на обучение и дополнительные приспособления для студентов с инвалидностью искал у спонсоров университет. Только на оборудование для пункта проката было израсходовано порядка 15 млн. злотых. Теперь государство датирует обучение каждого студента в зависимости от степени потери здоровья. Есть поступления из Польского форума лиц с инвалидностью. На финансирование офиса по делам людей с инвалидностью, где работает 30 человек, расходуется 1,5 млн. злотых ежегодно. Поскольку оборудование закуплено, средства идут прежде всего на зарплаты. Среди сотрудников есть администратор, ассистент для студентов, психиатр, транспортные ассистенты (в университет бесплатно доставляют на специальном транспорте наподобие социального такси в Минске).

«Но до сих пор мы боремся с дискриминацией инвалидов»

Несмотря на долгий опыт работы, в университете есть много ментальных проблем. Преподаватели порой не понимают, что люди с инвалидностью могут учиться, как и другие студенты. Павлу Вдувику приходилось слышать от профессора университета, когда тот увидел студентку с ДЦП, что «такая девушка должна работать в кооперативе для инвалидов, а не учиться в университете». И поставил ей высокую оценку, не спрашивая.

— Это самое болезненное наследие советского прошлого, когда людей не воспринимают как личностей, имеющих права. Инвалидов не хотят видеть в обществе, хотят, чтобы они сидели дома и не мешали здоровым. Однако отсутствие среды, которая позволяла бы людям с инвалидностью участвовать в общественной жизни и получать образование, является формой дискриминации. А в нашем университете мы боремся с дискриминацией людей с инвалидностью, — говорит Павел на прощание.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5