Когда белоруска прыгнет выше «стеклянного потолка»?

Почему принятие закона об обеспечении равенства мужчин и женщин откладывают в Беларуси тринадцатый год и что выиграет страна, если его все-таки примут?

Слово «феминизм» является в Беларуси едва ли не ругательным, а дискриминационные высказывания о женщинах позволяют себе самые крупные политики страны. Социологические опросы показывают, что в Беларуси по-прежнему сильны гендерные стереотипы, а все, что связано с равенством между мужчинами и женщинами, часто воспринимается в штыки.

Несмотря на то, что в стране реализуется уже IV Национальный план по достижению гендерного равенства, ни один из этих планов до конца не был выполнен и не был профинансирован из государственного бюджета. Кроме того, в Беларуси до сих пор не приняты законы «Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин» и «О противодействии домашнему насилию».

Ликбез нужно проводить среди чиновников

Наиболее острые гендерные проблемы в Беларуси — это, по мнению координатора Национальной гендерной платформы и сопредседателя «Женского независимого демократического движения» Людмилы Петиной, дискриминация женщин на рынке труда, домашнее насилие, сохранение в общественном сознании традиционных гендерных стереотипов, а также ухудшение состояния репродуктивного здоровья женщин и мужчин.

— Государство должно определить гендерное равенство одним из своих приоритетов, — считает Людмила Петина. — Для этого нужно сформировать эффективную национальную гендерную политику и разработать национальную концепцию достижения гендерного равенства.

В Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011–2015 годы прописана необходимость проработки вопроса о целесообразности принятия законов «О противодействии домашнему насилию» и «Об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Однако чиновники не всегда занимают гендерно чувствительную позицию, ссылаясь на то, что гендерные права уже учтены в Кодексе о браке и семье, Конституции, Трудовом кодексе.

Впрочем, в Министерстве труда и социальной защиты и Министерстве внутренних дел иного мнения — именно эти ведомства ежедневно сталкиваются с тем, что существующих правовых механизмов недостаточно для предотвращения домашнего насилия. По мнению координатора Национальной гендерной платформы, на фоне чиновников выгодно выделяются министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, заместитель начальника отдела управления профилактики МВД Ольга Кашевская.

— Мы начинаем работать сейчас и с некоторыми парламентариями, но четкой позиции по гендерному равенству как у отдельных депутатов, так и у парламента в целом, нет, — считает Людмила Петина. И приводит пример.

В рамках проекта ООН для двух палат Национального собрания проводился образовательный семинар по теме домашнего насилия. На встрече было около 60 депутатов, перед ними выступали австрийские эксперты. Женщины-депутаты пытались вникнуть в ситуацию, но реакция большинства мужчин-депутатов, по оценке Людмилы Петиной, была некорректной.

— В Беларуси острая нехватка образовательных программ по гендерному равенству, — считает эксперт. — Ликбез, как видно, нужно проводить не только среди населения, но и среди чиновников, от которых зависит принятие ключевых решений по вопросам законодательства.

«Стеклянный потолок» для женщин

По результатам всемирного исследования международной неправительственной организации Social Watch, опубликованного в 2012 году, в Беларуси сравнительно высок индекс гендерного равенства — 0,64 (как в Венесуэле, Азербайджане, Китае и Мексике). Однако среди стран СНГ наша страна находится на шестом месте, уступая Украине, Армении, Кыргызстану, Казахстану, России и Молдове, у которой самый высокий индекс в странах Содружества — 0,77. Индекс отражает уровень гендерного разрыва между женщинами и мужчинами в таких областях, как образование, экономика, гражданские права и возможности.

По данным Национального статистического комитета за 2012 год, в Беларуси работает 2 333,1 тыс. женщин, что составляет 50,7% от общей численности экономически активного населения. В парламенте доля женщин составляет 32%, а на службе в органах государственного управления женщин даже больше, чем мужчин, но среди них руководители и их заместители представлены больше мужской частью населения (более 80%).

Среди 24 министров Беларуси лишь одна женщина — Марианна Щеткина, возглавляющая Министерство труда и социальной защиты. Позицию, приравненную к министерской, также занимает глава Национального банка Надежда Ермакова.

Заметными политическими фигурами также называют главу Центризбиркома Лидию Ермошину, помощника президента Наталью Петкевич, заместителя управделами президента Надежду Котковец.

Людмила Петина отмечает, что на бумаге действительно равенство достигнуто во многих сферах, но часто подобные заявления носят только декларативный характер.

— Возьмем, к примеру, феминизированные отрасли – образование и медицину, где женщин работает значительно больше, чем мужчин. Специалисты в этих сферах работают более чем на одну ставку, чтобы иметь достойный заработок. Это является скрытой дискриминацией, — говорит эксперт.

В качестве примера собеседница также приводит тот факт, что в образовании женщины редко достигают руководящих постов.

— По-прежнему существует понятие «стеклянного потолка», когда выше завуча женщина не может продвинуться, несмотря на свои высокие профессиональные заслуги. У нас и в министерствах на ключевых позициях — мужчины…

«Пока мы идем мягким путем»

Во время предыдущей президентской кампании только кандидат от Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук включил в свою программу необходимость решать вопросы гендерной дискриминации в стране.

Но в декабре 2012 к меморандуму Национальной гендерной платформы присоединились ОО «Женское независимое демократическое движение», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), гражданская кампания «Говори правду!», Объединенная гражданская партия, «Движение «За Свободу», Белорусский конгресс демократических профсоюзов и Белорусская партия левых «Справедливый мир».

Однако независимые эксперты скептически отнеслись к активности политических партий. Социолог Ирина Соломатина отмечала, что оппозиционные силы не готовы внутренне работать с гендерной тематикой и присоединились к меморандуму из декларативных целей.

Создание Национальной гендерной платформы, безусловно, повлекло политизацию этого процесса и может вызвать недовольство со стороны государственных органов.

— Создание платформы дало значительный толчок, — считает Людмила Петина. — Во-первых, в некоторых партиях стало больше женщин на ключевых позициях. И почти все участники платформы пытаются создать гендерную программу для своих партий.

Что касается политизации, эксперт соглашается: с одной стороны это мешает — чиновники смотрят на инициативу с опаской.

— Но меня, например, не выгнали из Национального совета по гендерной политике при Совмине, несмотря на то, что я — зампредседателя Объединенной гражданской партии. Я уверена, если оппозиция предлагает качественные проекты, с этим будут считаться в правительстве, — отмечает Людмила Петина.

По инициативе ООН и Министерства труда и социальной защиты осенью состоится круглый стол, где эксперты должны дать оценку, целесообразно ли принимать в Беларуси законы о гендерном равенстве.

— Пока мы пытаемся аргументировать свою позицию, договориться с чиновниками и провести эти законы на рассмотрение в парламент. Но если этого не случится, есть и другие стратегии — сбор подписей, агрессивная медиа кампания, запросы депутатам и другим представителям госорганов. Пока мы идем мягким путем, надеясь, что в рамках проекта ООН, в рамках Национального плана достигнем результата, — подытоживает Людмила Петина.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5