Реформа госуправления: указ президента противоречит программам правительства

Сокращение государственных расходов и чиновников — вот и вся реформа. Эксперты Либерального клуба оценивают планы властей по улучшению качества госуправления на текущую пятилетку в рамках совместного проекта с «Завтра твоей страны».

Период с 2011 по 2013 год характеризуется повышением активности под лозунгом совершенствования системы государственного управления в Беларуси.

В 2012 году было заявлено о начале реформы государственного управления, создана комиссия по разработке ее концепции, а весной 2013 г. издан Указ президента № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников».

Реформу никто не планировал

Интересно, что реформа началась именно в ту пятилетку, программные документы которой не предусматривали внесение существенных изменений в систему госуправления. В то время как в Программах социально-экономического развития (ПСЭР) за 2001-2005 и 2006-2010 гг. обозначался комплекс мер по дебюрократизации государственного аппарата, сокращении функций государственных органов, оптимизации численности государственных служащих, но большинство из них реализованы не были.

И если ранее при неисполнении целей и задач, закрепленных в программном документе, они автоматически переносились в ПСЭР на следующий период, то в Программе социально-экономического развития на текущую пятилетку такой преемственности не наблюдается. Хотя, как показал анализ, цели и задачи по совершенствованию системы госуправления, содержащиеся в ПСЭР 2006-2010 гг., достигнуты не были.

Главной задачей на текущую пятилетку модернизация экономических институтов и системы государственного регулирования. Согласно программе, «основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, перехода от административных методов регулирования к использованию рыночных стимулов».

Задачи, которые по смыслу и содержанию относятся к совершенствованию системы государственного управления, можно найти в Программе деятельности правительства на 2011-2015 гг. Как одна из целей правительства в ней указано «повышение эффективности деятельности органов государственного управления, обеспечение инновационного развития и конкурентоспособности национальной экономики».

В рамках этой цели перед правительством Беларуси ставятся следующие задачи: разграничение функций государственного и хозяйственного управления, исключение несвойственных и дублирующих функций, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Однако в реальности власти действуют совершенно иначе.

Указ № 168: пример спонтанности принятия политический решений в Беларуси

На фоне мер, предусмотренных ПСЭР и Программой деятельности правительства на 2011-2015 гг., принятие Указа президента №168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» выглядит спонтанным.

Из анализа программных документов можно сделать вывод о том, что президентский указ № 168 не был ими предусмотрен. Более того, по своему характеру он создан не в русле этих программных документов, а некоторые его нормы косвенно противоречат им.

К примеру, задача по модернизации экономических институтов, которая содержится в ПСЭР, реализуется Указом № 168 достаточно своеобразно: количество функций экономических институтов или увеличивается или остается прежним. Количество функций основного экономического института Беларуси – Министерства экономики – осталось прежним, а число функций Министерства торговли увеличилось.

Справедливости ради следует отметить, что указ предусматривает сокращение государственных служащих – до 25%. Однако без сокращения функций госорганов добиться целей и задач, поставленных программными документами, невозможно.

Кроме того, в некоторых случаях сокращаются пустовавшие должностные ставки. Количество чиновников сокращается также путем лишения их статуса государственного служащего.

Например, Указ президента № 168 предусматривает принятие ряда нормативных актов, один из которых должен внести изменения в характер нотариальной деятельности.

Предусматривается лишение нотариусов статуса госслужащих. Такая мера, с одной стороны, позволит чиновникам отчитаться перед руководством о сокращении численности государственных служащих, а с другой – сэкономить. По проекту закона, планируется сократить государственные расходы на эту область вплоть до перехода нотариата на самофинансирование.

Стоит добавить, что, отпуская нотариат в свободное финансовое плавание, государство не спешит наделять эту сферу полной самостоятельностью. Законопроект предусматривает сохранение государственного контроля и обширного регулирования отрасли государством.

Обращает на себя внимание и то, что, несмотря на предусмотренное 25-процентное сокращение госслужащих, указ закрепляет существующую управленческую структуру. Согласно приложению 2 к Указу № 168, численность заместителей руководителей государственных органов в большинстве своем осталась прежней. Лишь в одном случае указ сократил количество замов: министр экономики лишился одного заместителя. Обратная ситуация наблюдается в Минздраве и Минсельхозпроде, где министрам добавили по одному заместителю. Таким образом, о всеобъемлющей оптимизации системы государственного управления говорить не приходится. Сокращение государственных расходов и чиновников – вот и вся реформа.

Топ-5 выводов экспертов

1. Реформа государственного управления не была закреплена ни в качестве задачи, ни в качестве цели Программы социально-экономического развития и Программы деятельности правительства на 2011-2015 гг. Это позволяет говорить о спонтанности принятия президентского указа № 168, вызванного событиями или действиями, произошедшими за период с момента принятия ПСЭРа (конец 2010 г.) до момента принятия решения о проведении реформы госуправления (середина 2012 г.).

2. Отдаленно меры, предусмотренные этим нормативным актом, перекликаются с целями и задачами, содержащимися в программных документах прошлых пятилеток.

3. Расхождение целей и задач по реформированию государственного аппарата, содержащихся в ПСЭР на 2011-2015 гг., и норм Указа № 168 является примером слабой обоснованности принятия решений в системе государственного управления Беларуси. Ни программные документы, ни президентский указ не содержат оснований для начала реформы системы государственного управления.

4. Исполнение некоторых норм, содержащихся в указе (в первую очередь, касающихся расширения функций ряда госорганов), усложнит реализацию ряда целей и задач Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг.

5. Некоторые решения, принимаемые в рамках системы государственного управления, расходятся с целями и задачами, закрепленными программными документами (невзирая на юридическую силу и важность последних). Несмотря на то, что высокопоставленные чиновники неоднократно заявляли о приоритете Программы социально-экономического развития, указ, содержащий нормы, противоречащие ПСЭР, все равно был принят. И его нормы реализовываются вопреки документу, имеющему большую юридическую силу.

Полный текст аналитической записки здесь:

+ Как чиновники в Беларуси избавляются от бюрократии

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 2