Как чиновники в Беларуси избавляются от бюрократии

Можно ли оценить качество государственного управления в Беларуси — как идет реформирование системы Либеральный клуб изучает на основе анализа программных документов 2001-2010 годов в рамках совместного проекта с «Завтра твоей страны».

Согласно международным рейтингам, государственного управления устарела и не соответствует современным критериям. Но белорусские власти опровергают такие оценки, утверждая, что поставленные перед ней задачи система решает. И значит, говорить о ее отсталости и несоответствии существующим условиям нельзя.

В нормах белорусского права не закреплено даже само определение государственного управления, и это ставит под сомнение вопрос о системности и устойчивости его развития в стране.

Что скрывается за прогрессивными документами

Альтернативным вариантом оценки работы государственного управления может стать анализ выполнения целей и задач, предусмотренных наиболее важными документами: программами социально-экономического развития, программами деятельности правительства и мерами по их реализации, которые были закреплены в указах президента.

Пункты программных документов по совершенствованию системы госуправления весьма прогрессивны. В них, например, говорится о необходимости дебюрократизации управленческого аппарата, снижения количества функций, ликвидации их дублирования. Эти цели были отмечены как приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001- 2005 годы. Она предусматривала и создание системы координации деятельности органов госуправления, обеспечивающей сбалансированное развитие народнохозяйственного комплекса, и повышение качества и роли системы государственного прогнозирования и программирования, и оптимизацию организационных структур управления на основе исключения лишних звеньев, параллелизма в работе, а также уменьшения документооборота.

Однако пункт, направленный на оптимизацию организационных структур, не был реализован и закреплен в качестве нормы белорусского права. Не была создана и система координации деятельности государственных органов. Таким образом, за период с 2001 по 2005 г. система органов государственного управления фактически не претерпела изменений и не была усовершенствована.

Позже приведенные выше меры были закреплены Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь». Получается, задачи, которые были поставлены в программе социально-экономического развития на 2001-2005 гг. еще в 2000 г., были реализованы посредством принятия нормативного акта только в 2006 году.

И вновь дебюрократизация

Согласно основным положениям программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., перед системой госуправления были поставлены задачи по дебюрократизации государственных услуг и повышению их качества, внедрению эффективных моделей работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно», применению информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственного аппарата при принятии решений. Фактически это означает, что цели и задачи прошлой пятилетки не были выполнены и вновь оказались на повестке дня у субъектов государственного управления.

Эти же цели и задачи (только в более развернутом виде) были поставлены в виде заданий перед Советом Министров в программе деятельности правительства Беларуси на 2006-2010 г. Речь шла о полноценной перестройке системы государственного управления.

Утвержденные мероприятия по выполнению программы социально-экономического развития, которые закреплены в Постановлении Совета Министров Беларуси от 20 июля 2006 г. N 910, предусматривали реализацию практически всех целей и задач, поставленных программой социально-экономического развития.

Меры

Годы

Ответственные государственные органы

Реализация

Совершенствование структуры и функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций подчиненных правительству Республики Беларусь

2006-2010

Минэкономики, Минфин, Минтруда и соцзащиты, Минюст и другие республиканские органы государственного управления и государственные организации подчиненные правительству Республики Беларусь

Проекты указа президента, постановлений правительства Республики Беларусь

Совершенствование взаимодействия республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов

2006-2007

Минэкономики, Минюст, облиспокомы и Минский гориспоком

Нормативный правовой акт

Совершенствование структуры и функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь

2006

Минэкономики, республиканские органы государственного управления

Проект указа президента Республики Беларусь

Выдержка из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 №910

Ни один нормативный акт не предусматривал перестройки системы

Однако на законодательном уровне перечисленные мероприятия не нашли своего отражения: если нормативные акты и принимались, то носили лишь корректирующий характер. Ни один нормативный акт не предусматривал перестройки системы, сокращения функций и дебюрократизации. Речь в них шла о развитии уже существовавших мер и закреплении сложившейся системы государственного управления.

Так, в 2008 году был принят Указ Президента № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики». Министерство статистики и анализа было преобразовано в Национальный статистический комитет, который является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, подчиненным непосредственно президенту.

Однако никаких изменений в сложившуюся систему государственного управления этот нормативный акт не привнес. Задачи, функции и правомочия этого государственного органа остались прежними. Главной причиной таких манипуляций с законодательством стало подписание в 2005 году Европейского кодекса статистической практики. Согласно требованию этого документа, национальное статистическое ведомство должно было выйти из подчинения правительству.

Белорусские законодатели с 2006 по 2010 гг. не занимались и реформированием системы местного управления и самоуправления. Органы местной власти не получили большей самостоятельности ни в экономической, ни в управленческой сферах.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23.10.2006 № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов», местное управление и самоуправление подверглось лишь корректировкам и установлению определенных рамок.

Нормативным актом устанавливался перечень структурных подразделений и типовая структура исполкомов. Привнесенные указом нормы не позволяют в полной мере говорить о «совершенствовании системы местного управления и самоуправления, в том числе оптимизации полномочий местных исполнительных и распорядительных органов на основе усиления роли органов базового и первичного уровней».

Заменивший этот указ Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» также нельзя назвать реформистским. Нормы закона были направлены на развитие и сохранение сложившейся системы местного управления и самоуправления.

Из перечисленных в программных документах задач, пожалуй, наиболее полную реализацию получили принцип «одного окна» и частичный переход на электронное предоставление государственных услуг. Однако до сих пор на электронные рельсы система госуправления в Беларуси не переведена.

С 2001 по 2010 гг. белорусские власти расширяли государственный аппарат. Статистические данные показывают, что за этот период численность работников в органах государственного управления увеличилась фактически на 10 тысяч человек.

Численность работников органов госуправления

2000

2005

2007

2008

2009

2010

тысяч человек

158,1

165,0

163,0

163,6

168,1

168,5

в % к общей численности занятых в экономике

3,6%

3,8%

3,6%

3,6%

3,6%

3,6%

По данным Национального статистического комитета Беларуси

Выводы экспертов

Анализ основных программных документов Беларуси в 2011-2010 гг. позволяет сделать несколько выводов:

1. Законодательные акты в рамках мер по совершенствованию системы государственного управления в Беларуси не предусматривали реформирования. Скорее наоборот: нормы, содержащиеся в законах и указах, были направлены на сохранение и закрепление существующей системы.

2. Цели и задачи по совершенствованию системы госуправления, поставленные перед правительством и другими государственными органами, не соблюдались. Ни один из принятых нормативных актов не изменил количество функций и задач государственных органов, несмотря на то, что такие требования содержались в программах социально-экономического развития страны, а также в программах деятельности правительства.

3. Реальные действия не соответствовали целям и задачам, предусмотренным программными документами.

Все это может свидетельствовать о проблемах, существующих в системе государственного управления Беларуси. Однако достаточно сложно назвать основные причины такой ситуации. С одной стороны, неисполнение целей и задач по совершенствованию системы государственного управления является очевидным признаком низкого качества работы системы. Но с другой — причиной такого неисполнения мог стать фактор сопротивления кого-либо или отсутствия политической воли.

Полный текст аналитической записки здесь.

+ Сколько чиновников достаточно для управления белорусами?

  • Оцени статью: