Как чиновники в Беларуси избавляются от бюрократии
11.06.2013
Никита БЕЛЯЕВ, эксперт Либерального клубаМожно ли оценить качество государственного управления в Беларуси — как идет реформирование системы Либеральный клуб изучает на основе анализа программных документов 2001-2010 годов в рамках совместного проекта с «Завтра твоей страны».
Согласно международным рейтингам, государственного управления устарела и не соответствует современным критериям. Но белорусские власти опровергают такие оценки, утверждая, что поставленные перед ней задачи система решает. И значит, говорить о ее отсталости и несоответствии существующим условиям нельзя.
В нормах белорусского права не закреплено даже само определение государственного управления, и это ставит под сомнение вопрос о системности и устойчивости его развития в стране.
Что скрывается за прогрессивными документами
Альтернативным вариантом оценки работы государственного управления может стать анализ выполнения целей и задач, предусмотренных наиболее важными документами: программами социально-экономического развития, программами деятельности правительства и мерами по их реализации, которые были закреплены в указах президента.
Пункты программных документов по совершенствованию системы госуправления весьма прогрессивны. В них, например, говорится о необходимости дебюрократизации управленческого аппарата, снижения количества функций, ликвидации их дублирования. Эти цели были отмечены как приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001- 2005 годы. Она предусматривала и создание системы координации деятельности органов госуправления, обеспечивающей сбалансированное развитие народнохозяйственного комплекса, и повышение качества и роли системы государственного прогнозирования и программирования, и оптимизацию организационных структур управления на основе исключения лишних звеньев, параллелизма в работе, а также уменьшения документооборота.
Однако пункт, направленный на оптимизацию организационных структур, не был реализован и закреплен в качестве нормы белорусского права. Не была создана и система координации деятельности государственных органов. Таким образом, за период с 2001 по 2005 г. система органов государственного управления фактически не претерпела изменений и не была усовершенствована.
Позже приведенные выше меры были закреплены Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь». Получается, задачи, которые были поставлены в программе социально-экономического развития на 2001-2005 гг. еще в 2000 г., были реализованы посредством принятия нормативного акта только в 2006 году.
И вновь дебюрократизация
Согласно основным положениям программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., перед системой госуправления были поставлены задачи по дебюрократизации государственных услуг и повышению их качества, внедрению эффективных моделей работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно», применению информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственного аппарата при принятии решений. Фактически это означает, что цели и задачи прошлой пятилетки не были выполнены и вновь оказались на повестке дня у субъектов государственного управления.
Эти же цели и задачи (только в более развернутом виде) были поставлены в виде заданий перед Советом Министров в программе деятельности правительства Беларуси на 2006-2010 г. Речь шла о полноценной перестройке системы государственного управления.
Утвержденные мероприятия по выполнению программы социально-экономического развития, которые закреплены в Постановлении Совета Министров Беларуси от 20 июля 2006 г. N 910, предусматривали реализацию практически всех целей и задач, поставленных программой социально-экономического развития.
Меры | Годы | Ответственные государственные органы | Реализация |
Совершенствование структуры и функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций подчиненных правительству Республики Беларусь | 2006-2010 | Минэкономики, Минфин, Минтруда и соцзащиты, Минюст и другие республиканские органы государственного управления и государственные организации подчиненные правительству Республики Беларусь | Проекты указа президента, постановлений правительства Республики Беларусь |
Совершенствование взаимодействия республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов | 2006-2007 | Минэкономики, Минюст, облиспокомы и Минский гориспоком | Нормативный правовой акт |
Совершенствование структуры и функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь | 2006 | Минэкономики, республиканские органы государственного управления | Проект указа президента Республики Беларусь |
Выдержка из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 №910
Ни один нормативный акт не предусматривал перестройки системы
Однако на законодательном уровне перечисленные мероприятия не нашли своего отражения: если нормативные акты и принимались, то носили лишь корректирующий характер. Ни один нормативный акт не предусматривал перестройки системы, сокращения функций и дебюрократизации. Речь в них шла о развитии уже существовавших мер и закреплении сложившейся системы государственного управления.
Так, в 2008 году был принят Указ Президента № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики». Министерство статистики и анализа было преобразовано в Национальный статистический комитет, который является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, подчиненным непосредственно президенту.
Однако никаких изменений в сложившуюся систему государственного управления этот нормативный акт не привнес. Задачи, функции и правомочия этого государственного органа остались прежними. Главной причиной таких манипуляций с законодательством стало подписание в 2005 году Европейского кодекса статистической практики. Согласно требованию этого документа, национальное статистическое ведомство должно было выйти из подчинения правительству.
Белорусские законодатели с 2006 по 2010 гг. не занимались и реформированием системы местного управления и самоуправления. Органы местной власти не получили большей самостоятельности ни в экономической, ни в управленческой сферах.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23.10.2006 № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов», местное управление и самоуправление подверглось лишь корректировкам и установлению определенных рамок.
Нормативным актом устанавливался перечень структурных подразделений и типовая структура исполкомов. Привнесенные указом нормы не позволяют в полной мере говорить о «совершенствовании системы местного управления и самоуправления, в том числе оптимизации полномочий местных исполнительных и распорядительных органов на основе усиления роли органов базового и первичного уровней».
Заменивший этот указ Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» также нельзя назвать реформистским. Нормы закона были направлены на развитие и сохранение сложившейся системы местного управления и самоуправления.
Из перечисленных в программных документах задач, пожалуй, наиболее полную реализацию получили принцип «одного окна» и частичный переход на электронное предоставление государственных услуг. Однако до сих пор на электронные рельсы система госуправления в Беларуси не переведена.
С 2001 по 2010 гг. белорусские власти расширяли государственный аппарат. Статистические данные показывают, что за этот период численность работников в органах государственного управления увеличилась фактически на 10 тысяч человек.
Численность работников органов госуправления
2000 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
тысяч человек | |||||
158,1 | 165,0 | 163,0 | 163,6 | 168,1 | 168,5 |
в % к общей численности занятых в экономике | |||||
3,6% | 3,8% | 3,6% | 3,6% | 3,6% | 3,6% |
По данным Национального статистического комитета Беларуси
Выводы экспертов
Анализ основных программных документов Беларуси в 2011-2010 гг. позволяет сделать несколько выводов:
1. Законодательные акты в рамках мер по совершенствованию системы государственного управления в Беларуси не предусматривали реформирования. Скорее наоборот: нормы, содержащиеся в законах и указах, были направлены на сохранение и закрепление существующей системы.
2. Цели и задачи по совершенствованию системы госуправления, поставленные перед правительством и другими государственными органами, не соблюдались. Ни один из принятых нормативных актов не изменил количество функций и задач государственных органов, несмотря на то, что такие требования содержались в программах социально-экономического развития страны, а также в программах деятельности правительства.
3. Реальные действия не соответствовали целям и задачам, предусмотренным программными документами.
Все это может свидетельствовать о проблемах, существующих в системе государственного управления Беларуси. Однако достаточно сложно назвать основные причины такой ситуации. С одной стороны, неисполнение целей и задач по совершенствованию системы государственного управления является очевидным признаком низкого качества работы системы. Но с другой — причиной такого неисполнения мог стать фактор сопротивления кого-либо или отсутствия политической воли.
Полный текст аналитической записки здесь.
Последнее в рубрике
- МВФ vs ЕФСР. На что придется пойти Беларуси ради международной кредитной поддержки
- Деноминация-2016. Конец третьей эры миллионеров
- Подножка НГО: как государство мешает благотворительности
- Кто виноват? Как белорусская экономика оказалась среди потенциальных жертв мирового кризиса
- Пра выгоды саюзу славянскіх народаў
Видео дня. Семь главных тезисов Лукашенко из Послания к народу и парламенту
Россияне одурманены государственной пропагандой, но это далеко не вся правда
Кто из руководителей стран уходил в отставку после протестов
Почему ЕС запретил анонимную торговлю криптовалютами
Один пример, намекающий на существование массовой коррупции в Беларуси
Почему МИД ФРГ ужесточил тон с Москвой?
Карл Бильдт о том, кто проиграет в мире без англосаксонского лидерства
МВФ назвал главные риски для мировой экономики
В каких странах ограничивают свободу в интернете?
У гульні ў саюзьніцтва перайграць Лукашэнку ня можа нават Пуцін, — Фёдар Лук’янаў