Европейская инициатива: Как построить новую Беларусь

Чуть более года назад, в марте 2012 года еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политике соседства Штефан Фюле объявил о запуске инициативы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Как к диалогу относятся участники, эксперты, народ и каковы перспективы этой инициативы?

Диалог о модернизации: кто, с кем и о чем?

Впервые идея о необходимости диалога прозвучала в феврале 2012 года во время визита в Беларусь Гуннара Виганда, директора департамента по вопросам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия. Он высказал мнение о том, что рано или поздно Беларусь начнет необходимые ей системные реформы, а Евросоюз готов помочь нашей стране к ним подготовиться.

Инициатива «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» была одобрена Советом министров иностранных дел Евросоюза 23 марта 2012 года.

Диалог о модернизации — это обмен взглядами и мнениями ЕС с представителями гражданского общества и оппозиции Беларуси о том, как могла бы выглядеть современная Беларусь при проведении необходимых реформ.
Эта инициатива должна помочь сформировать более четкое представление о потенциале развития белорусско-европейских отношений, в том числе на основе Европейской политики соседства и «Восточного партнерства», а также о потенциале связанной с этим поддержки со стороны Европейского союза.

«Я рад тому, что в эти трудные времена могу вместе с представителями белорусской оппозиции и гражданского общества инициировать положительную повестку дня по Беларуси. Надеюсь, наша совместная идейная работа поможет прояснить наше видение того, как может выглядеть современная и демократическая Беларусь, и того, что необходимо для реализации этого видения. И это видение базируется не на пустых словах, а на конкретной поддержке и помощи со стороны ЕС» , — заявил еврокомиссар Штефан Фюле, объявляя о начале инициативы 29 марта 2012 года.

Работа в рамках «Европейского диалога о модернизации» идет в четырех тематических рабочих группах: политический диалог и политическая реформа; юстиция и внутренние дела, в том числе мобильность, контакты между людьми; экономические и социальные реформы, политика в различных секторах, в том числе приватизация; реформа торговли и рынка, реформа системы регулирования.

Диалог не закрыт и для власти. Более того, на встрече с представителями белорусской оппозиции и гражданского общества сразу после старта инициативы большинство участников высказывалось в пользу приглашения властей.

Однако официальный Минск довольно долго игнорировал возможность участия в «Европейском диалоге о модернизации». Лишь в середине зимы 2013 года белорусские власти заинтересовались инициативой, выразив неудовольствие тем, что «Европейский диалог о модернизации» происходит только с представителями белорусской оппозиции и гражданского общества. Официальный Минск предложил переименовать «Диалог о модернизации» в «Партнерство по модернизации» — аналог российской программы сотрудничества с Евросоюзом.

В рамках «Партнерства» белорусские власти предлагают ЕС сотрудничать только с государственными учреждениями. Глубину модернизации официальный Минск собирается определять сам. По мере развития партнерства белорусские власти готовы подключать и гражданское общество, но лишь в виде подконтрольных им общественных организаций.

Почему официальный Минск заинтересовался «Диалогом о модернизации» только через год после его старта? Ряд экспертов полагает, что дело тут в важном саммите еще одной европейской программы — «Восточного партнерства», который состоится в ноябре в Вильнюсе.

Большинство не в курсе

Тем временем значительная часть белорусского общества не знает об инициативе ЕС и о ходе диалога. По данным национального опроса общественного мнения, проведенного Независимым институтом социальных, экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в сентябре 2012 года, через полгода после старта программы, только 20,9% жителей страны знали или что-то слышали о «Диалоге о модернизации».

С другой стороны, отмечают эксперты НИСЭПИ, число информированных постепенно растет: если осенью их было 20.9%, то в декабре — 25.3%. Если осенью считали, что «такая программа нужна Беларуси» 40.3%, то в декабре — уже 48%.

Однако «европеизация» общественного мнения имеет скорее прагматический, чем ценностный характер. На вопрос: «Какого рода помощь в модернизации Беларуси, по Вашему мнению, мог бы оказать Евросоюз?» белорусы в первую очередь отмечают «передачу современных технологий» и «предоставление кредитов» (42.2% и 36% соответственно). «Консультативную помощь в проведении реформ» посчитали важной чуть больше четверти опрошенных (28.4%).

Как нам реформировать Беларусь?

Отношение Брюсселя к «Диалогу о модернизации», по мнению представителя Международного консорциума «ЕвроБеларусь» в Брюсселе Алены Зуйковой, в целом очень позитивное. Инициатива встречает поддержку как со стороны структур Европейского союза, так и со стороны стран-членов ЕС. И этот позитивный контекст может быть использован для привлечения большего внимания к Беларуси в целом.

Европейские чиновники надеются придать программе динамику, включив, наконец, в диалог и белорусские власти. Об этом 20 февраля 2013 года на встрече с представителями белорусского гражданского общества — координаторами инициативы заявил еврокомиссар Штефан Фюле. Он также подчеркнул важность поддержки гражданского общества в Беларуси как одного из приоритетов ЕС.

«Диалог о модернизации» является очень хорошим примером, который показывает, что гражданское общество готово внести важный вклад в модернизацию страны, — отметил Фюле. — Я надеюсь, что белорусские власти заметят эту готовность и сделают собственный вклад в этот диалог. Я считаю, что это важный инструмент для подготовки необходимых реформ по модернизации страны».

Насколько вероятно участие властей в «Диалоге о модернизации», особенно в свете активизации усилий официального Минска по нормализации отношений с ЕС и в чем может быть его результат?

Директор Центра европейской трансформации, политолог Андрей Егоров так обрисовывает сегодняшнюю ситуацию: «Пока мы почти не видим реальных действий властей по сотрудничеству в рамках «Диалога о модернизации».

С другой стороны, отмечает политолог, возможности могут появиться и появляются там, где власти по каким-то причинам не могут не пойти на контакт с гражданским обществом. В частности, некоторое сближение есть по вопросам высшего образования, в том, что касается вступления Беларуси в Болонский процесс.

Андрей Егоров считает «Европейский диалог о модернизации» нужной и полезной инициативой.

«Этот процесс очень важен. И в первую очередь — для согласования позиций различных белорусских субъектов относительно возможных преобразований в Беларуси. Кроме того, это обсуждение помощи ЕС, которая может быть оказана нашей стране в случае начала трансформации. Смысл и ключевая задача диалога — согласование позиций», — подчеркивает эксперт.

Есть и конкретные результаты — в частности, группа, которая занимается политическим диалогом, подготовила концепцию реформы местного самоуправления, которая в ближайшее время будет широко обсуждаться, отмечает Андрей Егоров.

«Последние события могут повлиять на отношения между Беларусью и ЕС в целом. Собственно говоря, «Диалог о модернизации» был придуман тогда, когда отношения оказались в состоянии холодной войны. Это была попытка делать хоть что-нибудь», – считает политический обозреватель «Радио Свобода» Юрий Дракохруст.

По его мнению, подключение к диалогу экспертов со стороны официального Минска «ничего по существу не изменит». Если стороны придут к соглашению, можно будет вернуться к промежуточному плану, который был разработан в 2010 году и представлял собой программу реального взаимодействия.

«Без большой политической сделки участие правительственных экспертов в диалоге о модернизации будет иметь примерно такой же эффект, как участие белорусской парламентской делегации в Парламентской Ассамблее ОБСЕ», — считает Юрий Дракохруст.

А вот академический директор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Алексей Пикулик полагает, что перспективы у «Европейского диалога» есть и зависят они как от целей программы, которые будут формировать белорусские участники, так и от того, как на данную инициативу отреагирует официальный Минск.

«По моему твердому убеждению, без участия представителей государства весь проект так и останется на уровне «клуба любителей», которые в свободное время конструируют светлое будущее для Беларуси», — отмечает Алексей Пикулик. — Насколько мне известно, Штефан Фюле получал позитивные сигналы из Минска по поводу «Европейского диалога о модернизации» во время тбилисской встречи с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем. Правда, декларация о намерениях не есть конкретный результат. Но вполне возможно, что определенные подвижки произойдут».

Возможно, диалог удастся активизировать и с помощью новых инициатив. В ходе апрельской дискуссии в рамках «Диалога о модернизации» заместитель министра иностранных дел Польши, исполнительный директор Европейского фонда в поддержку демократии Ежи Помяновски заявил, что Польша предлагает расширить диалог на новые сферы: проекты для местных властей в сфере транспорта, управления отходами, приспосабливания инфраструктуры для нужд инвалидов, а также обучающие программы для работников разных отраслей, банкиров, учителей.

Справка «Завтра твоей страны»

23 марта 2012 года инициатива «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» была одобрена Советом министров иностранных дел Евросоюза .

29 марта 2012 года в Брюсселе еврокомиссар Штефан Фюле объявил о начале «Европейского диалога о модернизации».

В апреле 2013 года в Европейском парламенте прошла конференция, посвященная обсуждению «Европейского диалога о модернизации». Тема конференции звучала как оценка эффективности ЕДМ после года его функционирования.

Это было первое публичное мероприятие такого уровня с момента объявления инициативы, посвященное обсуждению самого ЕДМ, его места и значения для отношений между Беларусью и ЕС, его преимуществ и слабостей.

  • Оцени статью: