Средняя школа съедает львиную долю расходов на образование

Обязательное среднее образование обеспечивается в Беларуси в ущерб финансированию высшего. Больше всего денег из бюджета уходит не на повышение качества учебных программ и улучшение условий обучения, а на зарплату.

От объема государственного финансирования зависят и качество получаемых знаний, и показатель образованности населения.

— 53 статья Закона об образовании, действовавшего до сентября 2011 года, предписывала выделение на нужды этой отрасли не менее 10% ВВП. Реальное же бюджетное финансирование никогда не достигало этого уровня, а в последнее десятилетие в Беларуси наблюдалась тенденция по сокращению бюджетной поддержки образования, — отмечает автор исследования «Белорусcкое высшее образование в межстрановой перспективе» Владимир Дунаев.

На протяжении 2008–2011 гг. расходы белорусского госбюджета на образование, по данным Министерства финансов, составляли около 6% от ВПП. Это несколько ниже, чем было до первой волны экономического кризиса (6.8% от ВВП).

И все же 6% от ВВП — это относительно высокий уровень, сопоставимый как с другими странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), так и с развитыми странами. В 2008 году Беларусь практически не отставала по данному показателю от Швеции, Великобритании или США и даже опережала Германию.

Источник: МВФ (GFS за декабрь 2011 г., WEO database за октябрь 2012 г..) Данные исследования «Отдача на образование и оценка человеческого капитала в Беларуси»

— Это достаточно большие расходы на образование в применении к нашему бюджету, — считает экономист Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Глеб Шиманович. Однако добавляет, что следует принимать во внимание сравнительный размер экономик указанных стран и Беларуси, а также структуру расходов и их эффективность.

В Беларуси щедрее всего финансируется пережившая за последнее десятилетие несколько «реформ», в том числе и представляющих собой отмену предыдущих реформ, средняя школа.

— Несколько нетипичная ситуация в сравнении с другими странами, — признает эксперт.

Структура расходов госбюджета по уровням образования, 2008 г.

Источник: МВФ – GFS за декабрь 2011 г. Данные исследования «Отдача на образование и оценка человеческого капитала в Беларуси»

И если низкое финансирование дошкольного и начального образования частично связано с достаточно длительным периодом декретного отпуска в Беларуси в сравнении с развитыми странами, то доля расходов на высшее образование постоянно падает.

— Мировые рейтинги университетов убедительно доказывают, что достижения лидеров неразрывно связаны с уровнем затрат на одного студента. Государственные расходы на студента в процентах от ВВП на душу населения в Беларуси составляют 15%, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития в среднем — 42%, — приводит пример Владимир Дунаев.

В Беларуси политика в сфере образования была несколько пересмотрена в сторону увеличения поддержки среднего специального образования. Это аргументировалось нехваткой специалистов рабочих специальностей в экономике и проявилось в значительном увеличении доли населения с таким образованием в последние годы.

Образование выпадает из демографического тренда

Большую долю расходов на среднее образование авторы исследования Белорусского института стратегических исследований (BISS) и Исследовательского центра ИПМ «Отдача на образование и оценка человеческого капитала в Беларуси» объясняют не только высоким охватом детей школьным образованием, но и следствием демографической ситуации прошлого десятилетия. Пик рождаемости, пришедшийся на начало 1980-х, привел к большей доле детей школьного возраста в населении в 1990-е -- начало 2000-х гг.

Однако к 2010 г. доля детей школьного возраста резко снизилась. На высоком уровне сохранилось лишь число людей в студенческом возрасте. Одновременно наметилось небольшое восстановление числа детей в дошкольном возрасте.

Удельный вес детей и молодежи в общем числе населения Беларуси

Источник: UN Population Division . Данные исследования «Отдача на образование и оценка человеческого капитала в Беларуси»

— В нынешней демографической ситуации существует проблема оптимизации расходов и увеличения финансирования дошкольного и высшего образования, — считает Глеб Шиманович.

Куда уходят деньги?

В основном, на оплату труда. В рамках расходов на дошкольное, начальное и среднее образование удельный вес заработной платы составляет 70%. На капитальные расходы приходится только 5% от государственных средств на эти группы образования. Подобная ситуация наблюдается и в финансировании системы высшего образования. Такая структура не позволяет своевременно повышать качество материальной базы и обновлять учебные программы.

Структура государственных расходов на школьное образование в Беларуси не отличается от средней по странам ЦВЕ и развитым странам. Однако в случае высшего образования ситуация в Беларуси является исключением. В международной практике средний удельный вес капитальных расходов в расходах государства на высшее образование близок к 10%, а на заработную плату тратится около 60% от всех расходов.

Структура государственных расходов на образование в экономической классификации

 

[1] Данные по государственным расходам на среднее образование в Беларуси доступны в базе данных Института статистики ЮНЕСКО только до 2006 г.

В Беларуси, к тому же, одна из самых низких загруженностей учителей в среднем образовании — в 2012/2013 учебном году этот показатель составил 8,6 учащихся на одного учителя. Столь низкие показатели обеспечены, в основном, сельской местностью, где число детей крайне мало. На начало учебного года в учреждениях общего среднего образования было открыто 392 класса с одним учащимся.

В высшем образовании коэффициент несколько выше. И до 2010 г. включительно он имел тенденцию к росту, что было связано с увеличением числа абитуриентов.

По данным ЮНЕСКО, с 1993 года в Беларуси отмечается устойчивый и значительный рост числа граждан с высшим образованием. В 2010 году до 83% молодежи в студенческом возрасте получало высшее образование, что является очень высоким показателем.

Однако впечатляющие количественные показатели охвата населения высшим образованием при сокращении бюджетной поддержки, по словам кандидата философских наук Владимира Дунаева, обеспечены за счет снижения качества подготовки специалистов.

— До сих пор сокращение государственного финансирования высшей школы не сопровождалось реформой образования, а означало перекладывание финансовой нагрузки на плечи населения — более двух третей студентов вузов Беларуси в настоящее время оплачивают свое обучение, — констатирует эксперт.

В сложившихся экономических условиях ожидать увеличения государственного финансирования вузов не приходится. Эксперты видят выход в том, чтобы определить те сферы высшего образования, которые больше всего нуждаются в реформировании, и направлять именно туда больше ресурсов.



  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 3.8