Топ-5 отличий белорусского образования от европейского

Беларусь находится в «топе мировых лидеров» по уровню образованности (26 место из 182 стран), но занимает 84-е место в рейтинге стран по душевому ВВП. Почему?

Согласно данным исследований Всемирного банка, 64% роста в странах с переходной экономикой обусловлены качеством человеческого капитала, и 40% валового национального продукта производится за счет развития эффективной системы образования (1 доллар затрат на образование дает 3-6 долларов прибыли).

Показатели образованности населения Беларуси выглядят даже более впечатляюще, чем в среднем по Организаци и экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доля лиц с высшим образованием в сопоставимом возрастном интервале 25-64 года в Беларуси достигает 23,82% (21,33% - у мужчин и 25,0% - у женщин). Однако есть достаточно важные параметры белорусской системы образования, которые указывают на глубинные отличия ее от высшей школы стран ОЭСР, отмечает кандидат философских наук Владимир Дунаев в исследовании «Белорусcкое высшее образование в межстрановой перспективе».

1. Мало магистрантов

Беларусь вслед за участниками Болонского процесса также встала на путь сокращения до 4 лет своих программ подготовки специалистов. Однако если в странах ОЭСР, основываясь на данных 2010 года, 15% студентов получат магистерскую степень, то в Беларуси, по данным Минобразования, только 1,15% обучаются в программах второго цикла.

2. Явный дефицит аспирантских и докторантских программ

Доля аспирантов и докторантов в Беларуси в два раза ниже, чем в среднем в странах ОЭСР. Еще более снижает значимость программ этого уровня в нашей стране очень низкая эффективность аспирантуры. Только 3,2% обучающихся на таких программах успешно их завершают.

3. Сокращение числа заочников

Беларусь сворачивает «заочные программы», а страны ОЭСР делают шаги по предоставлению возможностей людям среднего и старшего возраста получить образование дистанционно.

4. Сокращение бюджетной поддержки

В последнее десятилетие в Беларуси наблюдалась тенденция по сокращению бюджетной поддержки образования более чем на 20%. Так, государственные расходы на студента в % от ВВП на душу населения в Беларуси составляют 15%, в то время как в странах ОЭСР, в среднем — 42%.

Мировые рейтинги университетов убедительно доказывают, что достижения лидеров неразрывно связаны с уровнем затрат на одного студента. «Дешевое образование не может быть качественным» — таков вывод исследователя.

5. Отрицательный баланс въездной и выездной мобильности

Анализ процессов студенческой мобильности не свидетельствует о каком-либо международном признании качества белорусского высшего образования.

В 2005/2006 учебном году в Беларуси стране обучался 6391 иностранный студент; в 2006/2007-м их количество снизилось до 5778 человек. С тех пор наблюдается тенденция увеличения иностранцев в вузах Беларуси . Но даже определенный рост численности иностранных студентов не свидетельствует о повышении качества высшего образования и его привлекательности для иностранцев.

Последние годы первое место по численности среди иностранных студентов занимают туркмены. Среди иностранных студентов, помимо туркменов, наиболее многочисленными группами являются россияне (1858) и китайцы (1285).

Впрочем, для оценки качества национальной высшей школы значительно более важную роль, чем въездная мобильность, играют показатели баланса въездной и выездной мобильности. В отличие от стран ОЭСР, этот показатель в Беларуси имеет отрицательную величину. На 2009 год, по данным ЮНЕСКО, въездная мобильность заметно уступала выездной: - 24334 человека или -4,2%. Это достаточно тревожный знак для белорусской высшей школы, претендующей на высокую оценку качества образования. В развитых станах с привлекательной системой образования, как правило, баланс положительный.

Формально ситуация с привлечением иностранцев в белорусские программы 6-го уровня образования (аспирантура) выглядит более позитивно. По данным Белстата, в 2011 году в стране насчитывалось 4968 аспирантов всех форм обучения. Из них 230 человек или 4,6% приехали из-за рубежа. За последние пять лет этот показатель повысился с 2,7% до 4,6% , но он еще очень далек от уровня привлекательности таких программ в развитых странах. Считается, что он должен быть не меньше 10%. А у лидеров в этой области он превышает 20%. К тому же предпочтение отдается подготовке по гуманитарным и общественным наукам (56,5% всех иностранцев). А это не та сфера научных исследований, в которой Беларусь может похвастаться какими-либо достижениями.

Справка «Завтра твоей страны»

Исследование Владимира Дунаева «Белоруское высшее образование в межстрановой перспективе» является частью проекта Белорусского института стратегических исследований (BISS) «Человеческий капитал в Беларуси: источники конкурентоспособности и модернизации». Цель работы — на основе ряда сравнительных показателей и индикаторов оценить качество белорусской системы высшего образования в межстрановой перспективе и, соответственно, оценить качество человеческого капитала, воспроизводимого национальной образовательной системой.

+ Чему не учат в Лондоне?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 4.5