Как «одолжить» раскрученный бренд?

Охотятся ли за белорусскими брендами зарубежные бизнесмены? Выгодно ли в наших условиях «одалживать» идею бизнеса и на чем можно «проколоться»?

Руководитель Ассоциации «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ» Ольга Леонтьева называет франчайзинг инструментом для легального копирования успешного бизнеса.

— Это система, в которой предприниматель, начинающий собственный бизнес, открывает не просто магазин, а конкретно магазин MEXX , например, или «Милавица», не просто ресторан, а McDonald ’ s или Baskin - Robins .

Предприниматель выбирает понравившийся ему бизнес и обращается к компании, которая владеет этим бизнесом, с просьбой продать ему право открыть такое же предприятие под этим же брендом. Компания-владелец бренда передает предпринимателю полное описание своей технологии работы, предоставляет расчет требуемых на запуск и ведение бизнеса средств, обучает своим секретам производства, предоставляет право пользоваться брендом, проводит обучение сотрудников. Естественно, за пользование комплексом перечисленных прав предприниматель обычно выплачивает часть своего дохода компании-владельцу бренда.

— И такой «заимствованный» бизнес выгоден?

— По данным Международной Ассоциации Франчайзинговых Организаций, успешными оказываются 8 из 10 франчайзинговых компаний. Преимущества для предпринимателя в том, что у него стартует бизнес, который уже доказал свою успешность, получил признание, принес доход. Франчайзинг позволяет минимизировать риски в новом бизнесе. По сравнению с обычными организациями они снижаются в десять раз.

А компания-владелец бренда получает возможность расширить свою сеть, не вкладывая собственные инвестиции в открытие новых точек. Привлечение самостоятельных предпринимателей позволяет рассчитывать и на большую эффективность в работе. Ведь каждый из них «кровно» заинтересован в успехе своего предприятия гораздо больше, чем наемный работник.

— А в чем недостатки?

— Основным недостатком для предпринимателя является необходимость перечислять кому-то часть своего дохода. Кроме того, обычно предприниматель должен заплатить первоначальный взнос за покупку комплекса прав. Это увеличивает инвестиции, если сравнивать с самостоятельным запуском бизнеса. Кроме того, нужно следовать правилам ведения бизнеса, которые диктует компания-владелец. На это далеко не каждый согласен.

Для компании-владельца бренда основные недостатки заключаются в том, что независимый предприниматель может сработать во вред бренду, например, если нарушит требования компании или потерпит неудачу. Компания, передающая свою бизнес-концепцию, рискует тем, что предприниматель может злоупотребить своими правами. Продавая франшизу, компания расширяет круг лиц, которые получают доступ к информации, дающей ей конкурентное преимущество на рынке.

— Давно ли франчайзинг пришел в Беларусь?

— Законодательно возможность заключать договоры франчайзинга в Беларуси появилась только в 2005 году. Вот почему Беларусь не была затронута процессами активного становления и развития рынка франчайзинга, которые происходили тогда в соседних странах — России, Украине.

Согласно данным Национального центра интеллектуальной собственности Беларуси (а именно там должны регистрироваться все договоры франчайзинга), за период с 2005 по 2012 год в Беларуси зарегистрировано немногим более 100 договоров франчайзинга. Причем, часть договоров уже прекратила свое действие. Это, конечно, не показатель для современного уровня распространения франчайзинга. Однако именно слабая насыщенность белорусского рынка известными брендами обуславливает низкую конкуренцию. Это, в совокупности с другими преимуществами, делает наш рынок привлекательным.

В мире же франчайзинг очень популярен. В Европе и США объемы продаж через франчайзинговые сети достигают триллионов долларов, количество франчайзинговых предприятий растет в геометрической прогрессии. В последнее десятилетие франчайзинг бурно развивается и в ближайших к нам России, Украине и Казахстане, где за последние годы он стал привычным и распространенным бизнес-инструментом.

— Можно ли «скопированным» бизнесом «раскрутить» какой-либо регион или небольшой город?

— «Скопированное» предприятие вряд ли может стать градообразующим, но то, что оно будет способствовать развитию бизнесу в регионе, появятся новые рабочие места, возрастет количество налогов в местный бюджет, — это правда.

— Есть ли у франчайзинга в нашей стране своя специфика? Нужно ли как-то адаптировать международный бизнес под регион?

— Я бы говорила не о специфике франчайзинга в стране, а о специфике бизнеса, или точнее, условий ведения бизнеса. Так вот, адаптация международного бизнеса к местным условиям — это еще одна из функций франчайзинга. Европейской или американской компании может быть непросто открыть свои точки в нашей стране: здесь неизвестные для них условия деятельности, разные законодательные системы, языковые барьеры.

Еще сложнее контролировать работу этих точек. Более выгодно дать возможность открыть свои предприятия в регионе местному предпринимателю, тому, кто разбирается в специфике ведения бизнеса в своей стране.

— Насколько широко представлен франчайзинг на нашем рынке?

— Ассоциацией отмечены случаи передачи прав на 28 франшиз. Из этих компаний 18 подтвердили нам свою деятельность. Даже если эту цифру увеличить в 3–4 раза с учетом незарегистрированных, но фактически действующих отношений, то рынок все равно остается практически свободным, особенно в регионах. Из представленных в Беларуси франшиз не более 10 – национальные, остальные – международные. Хотя могу отметить, что за 2012 год значительно повысилась заинтересованность зарубежных франчайзинговых сетей в продвижении на белорусский рынок.

Какие перспективы такая бизнес-модель открывает для потребителей?

— У них появляется возможность покупать брендовые товары, посещать известные заведения, пользоваться востребованными услугами. При этом можно быть полностью уверенным в качестве товара или предоставляемой услуги, ведь стандарт одинаков для всех точек, в какой бы стране вы не находились.

— Можете ли вы привести удачные примеры работы международных сетей в Беларуси? В какой сфере больше всего примеров?

— Традиционно франчайзинг наиболее распространен в розничной торговле и общественном питании, хотя найти франшизу можно практически в любой отрасли. Из брендов, работающих в Беларуси через франчайзинговую модель, можно назвать магазины TOPSECRET (работают в 7 городах Беларуси), Opinions , «Оранжевый верблюд», ресторан T . G . IFriday ’ s .

Я бы отметила в последнее время значительный рост интереса к расширению своих сетей через франчайзинг у национальных компаний.

— Как, по вашим наблюдениям, государство относится к идее франчайзинга? Есть ли сторонники, помогающие «продвигать» такую бизнес-модель? Или наоборот?
— В последние годы государство старается активизировать развитие малого и среднего бизнеса. Франчайзинг, конечно, — один из важных инструментов. Через франчайзинг в экономику вовлекаются национальные инвестиции, распространяются передовые технологии. Франчайзинг может стать механизмом экспорта для белорусских производителей. Мероприятия, связанные с популяризацией и развитием франчайзинга, включены в Программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013–2015 годы.

Топ-10 франшиз 2012 года

С использованием данных Национального центра интеллектуальной собственности о регистрации договоров франчайзинга, «Завтра твоей страны» выделил десять сфер, которые являются в Беларуси ведущими в сфере франчайзинга. Это: предприятия быстрого питания, рестораны, автомобильная продукция, ремонт и уборка, строительство и перепланировка, фирменная розничная торговля, особый ассортимент продуктов питания, здравоохранение, развитие детей, предоставление жилья.

Что касается мировых примеров, то топ-10 франшиз 2012 года (согласно данным The Entrepreneur , который уже 33 года подряд, составляет и публикует мировой рейтинг Franchise 500 ) выглядит так:

Франшиза

Сфера деятельности

1

Hampton Hotels

Гостиничные комплексы

2

Subway

Рестораны быстрого питания

3

7-Eleven

Продуктовые магазины

4

Servpro Услуги по ремонту и восстановлению помещений

5

Days Inn

Гостиничные комплексы

6

McDonald ' s

Рестораны быстрого питания

7

Denny's Рестораны

8

H&R Block Консультационные услуги в сфере налогообложения

9

Pizza Hut

Пиццерии

10

Dunkin ' Donuts

Кафе (пончики, кофе)

Справка «Завтра твоей страны»

14 февраля 2013 года в Минске пройдет специализированный форум «Франчайзинг Беларусь 2013», организованный Ассоциацией «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ» совместно с Департаментом по предпринимательству Министерства экономики Беларуси. К участию в форуме приглашаются лица, заинтересованные в открытии собственного бизнеса или развитии уже существующего, а также все, кто просто интересуется темой франчайзинга.

+ Какой иностранный бизнес нашла и потеряла Беларусь?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 3