Чему не научат в Лондоне или тренды белорусского бизнес-образования

Кого, чему и как готовы учить в современных бизнес-школах и можно ли в ходе обучения решить конкретные задачи по развитию бизнеса — о новых веяниях в системе бизнес-образования в Беларуси мы расспросили представителей бизнес-школ.

В Лондоне не знают, что в пакетах от сахара удобно морозить свинину

Бизнес-образование в Беларуси переходит на новый уровень. Кроме программ для топ-менеджеров и владельцев бизнеса, которые долгое время доминировали на рынке, появились качественные учебные программы, рассчитанные на линейных менеджеров и менеджеров среднего звена, на студентов, старт-аперов и на тех, кто хочет уйти работать в бизнес.

Обучающие программы тоже видоизменяются: от простого набора теоретических знаний к связке теория-практика с существенным преобладанием практического опыта. А преподают те, кто достиг заметных высот в бизнесе и знает реалии рынка.

Анна Красовская , управляющий партнер бизнес-школы «Эмпаур»:

— Что значит реалии рынка? К примеру, на одном из сахарных заводов активно придумывают новые продукты, упаковывая сахар в картонные коробки. Но, несмотря на это, завод занимает не первое место в Беларуси. А знаете, почему? Потому что основной потребитель сахара — сельское население, которое больше доверяет прозрачным пакетикам, чем картонной коробочке. В ней же не видно, что лежит внутри! К тому же в пакетах от сахара удобно порционно морозить мясо. И в Лондоне не научат тому, что пакет — важная вещь для хранения свинины в белорусской деревне. Такому смогут научить только те, кто работает в белорусских реалиях.

Эффект козы

Качественное бизнес-образование — это уже не просто лекции или разрозненные тренинги, а серьезная программа, выстроенная на групповой и индивидуальной работе, бизнес-играх, разборе кейсов, творческих заданиях. В идеале в процессе обучения должна решаться конкретная концепция, разрабатываться прикладная стратегия, причем, важно учитывать реалии нашего рынка.

Например, руководитель компании ставит бизнес-школе, где учится его персонал, задачу, решение которой необходимо для развития его дела. В ходе обучения разрабатывается четкий план действий, а сотрудники компании готовятся к его реализации на практике.

Знания важно уметь применять. Так что главная задача – сформировать у слушателей практические интеллектуальные навыки. Идеальная пропорция — 80 (практика)/20 (теория). Тогда будет эффект. Ведь заполучить «теоретика» — это же настоящая беда!

Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА, директора по развитию Executive Education Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС:

— Одна компания взяла в штат начальника отдела со степенью MBA — проходили международную сертификацию на ISO, были вопросы. В итоге решили взять специалиста с хорошим образованием по бизнесу. Вскоре, благодаря ему, выяснилось, что в компании вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Нужны реинжиниринг и ребрендинг! Ладно, делаем! А еще спустя пару месяцев из этой компании уволился главный метролог, два начальника отделов. Потом другие сотрудники побежали. Не сработались с выпускником МВА. Потом в компании упали продажи. В общем, через год, потеряв многое из достигнутого, компания уволила выпускника МВА. И была счастлива!

Помните старый анекдот про «купи козу»? Почему же возник «эффект козы»? Дело в том, что некоторые выпускники бизнес-школ чувствуют себя носителями «абсолютного знания» и, приходя в компании, действуют по принципу «до основанья, а затем». Таким реформаторам следовало бы помнить известный гиппократовский принцип «не навреди». Компания — тоже живой организм и цена ошибки очень высока».

Возьмите рябчика?!

Как отличить качественное бизнес-образование от бессистемных тренингов? Тут помогут несколько критериев.

Первое — универсальных тренеров не бывает. Если вам предлагают специалиста, который консультирует и обучает по всем бизнес-сферам — стоит задуматься.

Второе — посмотрите на имена тех, кто преподает в бизнес-школе. То есть: если ты рассказываешь о маркетинге, покажи, что ты сделал в маркетинге.

Третье – отзывы о бизнес-школе. Корпоративным клиентам здесь легче. Но в принципе «сарафанное радио» работает для всех.

И четвертое: важно не только научить, но и мотивировать. Это уже высший пилотаж.

 Надежда Бедрицкая, управляющий партнер бизнес-школы «Эмпаур»:

— Если рецепт в рассчитанной на массового читателя Беларуси кулинарной книге начинается со слов «возьмите рябчика...», то польза от него становится несколько сомнительной. Рецепт для массовой аудитории должен начинаться со слов «возьмите курицу....». Потому как рябчика, скорее всего, вы будете искать долго и напрасно.

Прокачаем продажи

Это довольно популярное предложение на рынке бизнес-трегингов. И ничего плохого в нем нет. Однако важно понимать: продажи — это не бизнес, а решение тактической задачи, которая по факту имеет задачу взять у клиента максимум денег. Сотрудник научится идти в указанном направлении в рамках определенного коридора.

Однако более актуальный и продуктивный подход — выстраивание долгосрочных партнерских взаимоотношений с клиентами. Так что если вам нужны не роботы, а люди с позитивным мышлением, нацеленные на поиск решений, одних продаж для этого мало.

Меняю контору на бизнес

Одна из главных тенденций последнего времени — бизнес-образование перестало быть прерогативой владельцев бизнеса и наемных директоров. Преобладающий возраст слушателей — 25-35 лет. Это линейные менеджеры и менеджеры среднего звена, работающие в различных компаниях, и те, кто только начинает свой путь в бизнесе. Все больше студентов, которые стремятся добавить к диплому вуза практические знания о бизнесе.

Надежда Бедрицкая: Сегодня на белорусском рынке есть предложения для всех категорий — от топ-менеджеров до тех, кто только стремится начать собственное дело. И для тех, кто работает в частном бизнесе на менеджерских должностях, но не хочет останавливаться на достигнутом. И для тех, кому нужна «перезагрузка» — то есть кардинальная смена сферы деятельности. Например, вы работаете в госструктуре, а мечтаете стать бизнесменом. Кстати, в свете обещанных сокращений в госаппарате — тема весьма актуальная. Хорошая бизнес-школа не только обучит автора старт-апа, но и поможет ему найти инвестиции под проект.

«Но я же институт закончил...»

Разрыв между академическим образованием и реальной жизнью растет из года в год. Как следствие, сам факт наличия диплома не сильно облегчит будущее выпускника вуза в реальном бизнесе. Тут и разрыв между теорией и практикой, и особенности конкретных рынков. Это не значит, что заканчивать институт не нужно. Это значит, что диплом вуза – важный, но не конечный этап в развитии.

Анна Красовская: Есть компания, где офис-менеджером работает выпускница факультета международных отношений с двумя языками. Другой пример — девушка, которая после технологического работала технологом в лаборатории с зарплатой в 150 долларов. Казалось бы, типичная ситуация без особых перспектив. Однако ей достаточно было одного шанса, чтобы уйти в частную компанию, быстро сориентироваться, получить бизнес-образование и иметь отличные перспективы карьерного роста. Получила образование, ушла в бизнес и успешно работает. Важно помнить — дело не только и не столько в образовании, но и в том, чего человек хочет от жизни и насколько он готов использовать свой шанс.

Учимся внутри?

Бывает и так — руководство компании отправляет на обучение одного сотрудника, надеясь, что потом он научит остальных. Чаще всего схема не работает. Почему? Да потому же, почему не каждый выпускник пединститута становится классным учителем.

В крупных компаниях пытаются создавать свои центры для обучения персонала. Модель тоже не идеальная — в минус идут и недостаток профессиональных преподавателей, и «замыленный глаз», не позволяющий порой изнутри увидеть ключевые проблемы своего бизнеса.

Анна Красовская: Сами руководители многих компаний, избравших такой путь, часто выражают недовольство работой собственных обучающих центров. Все же приток «свежей крови» в таком процессе, как обучение, необходим.

«Один я – д'Артаньян...»

Расхожий тезис: «если бизнесмен останавливается в своем развитии, останавливается и развитие бизнеса». Более того, вскоре его бизнес начнет хиреть, а освобождающееся пространство быстро захватят конкуренты.

Многие белорусские бизнесмены это прекрасно понимают. Другой вопрос, что, зачастую, получив бизнес-образование для себя, топ-менеджеры не стремятся обучить сотрудников. В итоге — без подготовленного персонала все, задуманное таким руководителем, не реализуется в полной мере.

Надежда Бедрицкая: Компании-лидеры в своих сегментах: «VELCOM», МТС, «Атлант-М», «Алютех», ГК «Премия», ВИАДЕН, TUT.BY… Их объединяет одно — они активно инвестируют в обучение. Но тут важно понять зависимость: они инвестируют не потому, что лидируют на рынке. А лидируют потому, что инвестируют. В той же компании «Velcom» есть журнал, куда сотрудники записывают, какие курсы и тренинги они хотели бы посетить. И компания помогает им получить знания, понимая, что это — необходимое условие для успеха.

«Атлант-М» регулярно вывозит сотрудников на стратегические сессии, где опытные преподаватели вместе с ними разрабатывают решения конкретных, актуальных для развития компании задач. Как результат — сотрудники вовлечены, сопричастны и разговаривают с собственником на одном языке.

«Буду их учить, а они уйдут»

Кто хочет уйти, все равно уйдет. Учи его или не учи. Но важно помнить о том, что от самого факта наличия персонала в компании удачных сделок у нее не прибавится. Надежда Бедрицкая: В одной из столичных компаний начались проблемы: объемы продаж, несмотря на все усилия руководства, падают. Сотрудники пассивны. Выясняя причины, по ходу дела установили и программу слежения на компьютеры персонала. В итоге выяснилось, что в течение рабочего дня многие из них занимались чем угодно, только не работой. Один менеджер, например, все восемь часов читал с монитора компьютера книгу с интригующим названием «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»… Целый день, неотрывно… Ну что ж, штат укомплектован. Никто не уходит к конкурентам, все сидят по местам. Вам нужны такие сотрудники?

А как все дорого...

Скажем так — бывает по-разному. Однако сегодня вполне реально выбрать очень хорошую программу по приемлемой цене. Главное, подойти к выбору тщательно, изучив предложения и отзывы о предлагаемых школах и программах. При правильном выборе курса бизнес-обучения каждый инвестирует деньги в свое будущее. Равно как, обучая персонал, владелец компании инвестирует в свой бизнес. Какие инвестиции, такие и результаты. А девяностые годы закончились. И на одной интуиции, без знаний и опыта, в бизнесе далеко не уедешь.

Анна Красовская: Что важно — помните, что вы платите деньги за знания. Свежий пример — специалист по логистике, увидев рекламу тренинга с интересным содержанием, записался на него. Однако в ходе тренинга выяснилось, что уровень преподавания и уровень предложенного материала не соответствуют ни заявленным темам, ни уровню подготовки слушателей. Возмущались почти все. Но только один из слушателей потребовал вернуть деньги. И ему их беспрекословно вернули!

  • Оцени статью: