Стоит ли штрафовать белорусов, перепутавших контейнер для мусора

Открытые границы Таможенного союза несут Беларуси не только экономические выгоды, но и «облегченные» законы, новый опыт и… партии некачественных игрушек!

Отсутствие барьеров в торговле может привести к тому, что некачественные товары будут «заезжать» в Беларусь гораздо чаще. К примеру, резонны опасения, связанные с детскими игрушкам. Теперь эти товары могут проходить проверку в одной из трех стран Таможенного союза. А в России, например, не единичны случаи, когда изымались целые партии некачественных детских товаров.

Неприятные сюрпризы

Законодательство Беларуси, России и Казахстана унифицируется, сводится к общим регламентам Таможенного союза. Как отмечают эксперты, ориентируются все больше на законы Казахстана, которые являются самыми либеральными. С одной стороны, это сокращает административные барьеры и бюрократические проволочки. С другой — готовит немало неприятных сюрпризов.

— Свеж еще в памяти случай, когда российская сторона, не думая, выступила с инициативой внести в техрегламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» норму , запрещающую повторно использовать стеклотару для разлива алкогольной продукции и детского питания, — отмечает руководитель токсической компании Гринпис России Алексей Киселев. — Такая неразумная политика могла поспособствовать исчезновению в Беларуси целой отрасли! Очевидно, что это повлекло бы неблагоприятные экономические, экологические и социальные последствия для страны.

В любой момент «под раздачу» могут попасть и другие сферы, товары, услуги. Как поясняет специалист, связано это с тем, что регламенты Таможенного союза принимаются фактически тремя вице-премьерами в отличие от национальных законов, которые разрабатываются годами, апробируются и совершенствуются со временем.

Европейские ориентиры

Беларусь старается максимально подтянуться до уровня европейского законодательства, в частности, при содействии различных международных проектов. Особенно отчетливо этот процесс наблюдается в сфере экологического права.

— Беларусь и Казахстан — две страны, которые давно смотрят в сторону Европы. России остается только позавидовать, она — сторонний наблюдатель. В этом направлении у нас ничего не делается. Это никак не связано непосредственно с отношениями внутри Таможенного союза, а, скорее, с иными приоритетами общей национальной политики, — отмечает Алексей Киселев. — Мы и не строим иллюзий, что можем стать примером в решении «зеленых» проблем.

Россия пока держится на плаву, добавляет эксперт, за счет других своих преимуществ — огромной территории, достаточно мощных бюджетов и определенного пласта бизнеса. К примеру, раздельный сбор отходов в России — это инициатива исключительно бизнес-сектора. Государство к этому никакого отношения не имеет.

Однако российскому рынку отходов не хватает правил игры. Например, есть предприятия, которые готовы перерабатывать бумагу, но они никак не могут заставить сдавать им вторсырье. Ведь никто нигде не прописывает, сколько, куда и кому нести макулатуры. Цифры говорят сами за себя: около 80 процентов всей старой бумаги, а это примерно один миллиард российских рублей, просто отправляется на полигон.

— Мне кажется, рано или поздно привлекательность России упадет, все устремятся работать за пределы страны — в тот же Казахстан, где бизнесу развернуться намного легче, — прогнозирует сотрудник Гринпис России.

В сфере управления отходами Беларусь обогнала Россию намного и надолго. Контейнеры для раздельного сбора отходов на улицах белорусской столицы — явление привычное, а в российских городах – пока еще «вырастают» лишь периодически, в качестве эксперимента.

Огромным шагом в развитии всей системы управления отходами в Беларуси стало недавнее принятие указа, который предусматривает введение механизма расширенной ответственности производителя, отмечает Алексей Киселев. Это значит, что за сбор и утилизацию отходов, а также товаров, утративших свои потребительские свойства, теперь в ответе производитель или импортер.

— Не считая стран Прибалтики, которые вынуждены жить по установленным Европейским союзам правилам, Беларусь является первой страной на постсоветском пространстве, где появляются такие высокие стандарты. России надо поучиться у Беларуси, — отмечает специалист.

Урна на замке

Ежегодно в Беларуси образуется около трех миллионов тонн коммунальных отходов. Получается, каждый из нас производит 300—350 килограммов мусора. Из них примерно 15 процентов перерабатываются и используются как сырье, остальное в лучшем случае оказывается на полигонах. Очевидно, для того чтобы переработать, сначала нужно собрать.

Немцы, например, давно делят отходы на несколько видов. Немудрено: они привыкли видеть в своих дворах сразу несколько контейнеров и четко знают, что в синий можно выбрасывать только бумагу, в желтый — пластик, в оранжевый — электронику и батарейки, в коричневый — органические отходы, в черный — все остальное.

— У нас действует такая система: если отходы рассортированы правильно, тогда платить за их вывоз нет необходимости, плата взимается только за вывоз смешанных отходов, — рассказывает представитель Берлинского земельного союза Зеленой Лиги Ульрих Новиков. — Если в тот же контейнер для макулатуры «нечаянно» вылить бутылку кетчупа, то вторсырье в нем становится непригодным для переработки, оно причисляется к смешанным отходам — и за него жильцу придется платить. Перед нами пример хорошего экономического стимула, позволяющего не путать цвета урн.

По этой же причине некоторые контейнеры во дворах Берлина даже закрывают от «посторонних рук» на замки!

Справиться с проблемой сбора отходов в Беларуси и России можно гораздо проще, считают эксперты: достаточно организовать аккуратную и удобную сеть контейнеров и рассказать народу, как ею пользоваться. И даже не будет необходимости поднимать, как в Европе, тарифы на вывоз мусора и вводить систему штрафов.

— Я убежден, если контейнеры будут аккуратными и легкодоступными, то в крупном городе получится вовлечь в раздельный сбор отходов до 80 процентов населения, – рассуждает Алексей Киселев. — При этом исторически белорусы всегда были более дисциплинированными, чем россияне: на улицах Минска чище, мусор исправно вывозят, дворники не забывают выходить на работу.

В странах постсоветского пространства пока еще можно действовать простыми способами: не обманывать, рассказывать, что происходит с отходами после их сортировки. Этот процесс должен быть максимально прозрачным. Например, до сих пор многие начинают «бастовать», когда видят, что мусоровоз грузит различные виды вторичных материальных ресурсов в одну емкость. Тут волноваться не стоит: сырье рассортируют на специальной станции. Объяснение рациональное этому есть: пока это обходится нашему государству дешевле, чем организация отдельных рейсов за каждым видом отходов. Это подтверждает то, что домашние хлопоты по разделению отходов не напрасны.

  • Оцени статью: