Какой опыт стоит взять на вооружение дошкольным учреждениям?

Сколько времени дети проводят в детских садах, чем они там занимаются и в какую копеечку это выливается родителям — различия в подходах к дошкольному воспитанию в Беларуси и европейских странах изучает «Завтра твоей страны».

Добровольные и обязательные

В Беларуси о хват детей дошкольным образованием является одним из самых высоких среди стран СНГ: в возрасте до 3 лет — 37,3%, от 3 до 6 лет — 96,4%. Детсады посещают около 400 тысяч ребятишек.

При этом довольно остро стоит проблема очередей. На форумах Байнета родители сетуют, что искать место в группе следовало бы еще до появления ребенка на свет, а в учреждениях дошкольного образования советуют написать заявление сразу же после рождения.

Воспитатели говорят и о перенаселенности: по норме детей ясельного возраста в группе должно быть не более 15, в средних и старших группах — не более 20. А по спискам в яслях число малышей доходит и до 20.

В Министерстве образования уверяют: дефицита садов нет, их в стране более четырех тысяч. Это просто в густонаселенных районах-новостройках садов мало, а возить детей за несколько остановок от дома родителям неудобно.

Западные страны нередко критикуют за недостаток внимания к дошкольному образованию. Однако анализ систем в разных странах показывает, что дела обстоят ничуть не хуже, чем в Беларуси.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Великобритании, называется школой — Nursery School («ясельная школа»). Их повременно или постоянно посещает большинство детей, хотя участие в дошкольном образовании является в этой стране добровольным. Детские сады обычно принимают детей от 3 лет в Англии и Уэльсе и от 2 лет в Северной Ирландии. Дети объединены в небольшие группы: младшие — до 6 детей, в возрасте 3-5 лет — 10 детей.

Дошкольное образование во Франции является добровольным и бесплатным. В «материнские школы» ходит большинство детей с 2–3 летнего возраста.

А вот в Германии всего чуть больше 30% детей посещают дошкольные учреждения, хотя государство гарантирует место всем желающим. Посещение детского сада в стране не является обязательным, а сами учреждения относят к сфере услуг, а не образования. Вот почему в Германии много частных дошкольных организаций. Их открывают детские религиозные общины, общественные организации или родительские инициативы, а также некоторые частные предприятия.

По законодательству каждый ребенок в Германии в возрасте от 3 лет должен получить место в детском саду. Но лишь в отдельных федеральных землях существует возможность такого ухода за детьми в возрасте от 2-4 месяцев. Для детей с особенностями в развитии или физическими ограничениями существуют специальные детские сады.

Группы чаще всего смешанные по возрасту, детей в них до 10-15. За ними обязательно

ухаживают несколько квалифицированных воспитателей и помощник.

Государственные и частные

В последнее время белорусские чиновники активно призывают предприимчивых людей развивать в системе дошкольного образования гувернерскую службу, семейные детские сады, а также детские сады на дому. Здесь белорусам очень пригодился бы опыт Великобритании, где, кроме общественных детских садов, есть дневные детские комнаты, частные детские сады и детские классы в школах. Частный и добровольный секторы получают финансирование от правительства. Правда, поставщики дошкольных образовательных услуг снабжаются деньгами только для детей 3-4-х лет.

Частные Nursery School бывают разные — с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с 3 месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с 2 лет. Что касается первых — их услуги очень дороги. И это вполне объяснимо: здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия — индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников — preschool. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Дети в presсhool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно учат цвета, цифры и буквы. Здесь каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. На 8 детей в preschool 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

В Польше у родителей есть выбор: отдавать ребенка в детский сад вообще, и если отдавать, то на полный или сокращенный день, кроме последнего года, предшествующего поступлению в начальную школу, когда дошкольное образование обязательно для всех. Большинство детских садов в Польше — муниципальные. Они вполне удовлетворяют запросы среднего класса.

Частные детские сады в Польше отличаются большим количеством воспитателей, меньшим количеством детей в группах, и, конечно же, большим вниманием и лучшей материальной базой. Частные детские сады посещают дети очень состоятельных граждан.

Широко развита система семейных микросадов, которые располагаются в квартирах многоэтажных домов.

Повременные и постоянные

Режим дня в разных странах отличается. Однако обычно «рабочий» день у детей начинается с семи-восьми утра.

По распорядку основное отличие английских Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии — утреннюю (приблизительно с 9 утра до 12 часов дня) и дневную (приблизительно с 13 до 16). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить его и на полный день, и только на одну сессию (утром или вечером). А самым занятым папам и мамам, которые отдают свое чадо в сад ребенка еще на более длительный срок, приходится доплачивать в час по 3,5 доллара.

Большинство немецких садов работает только до обеда. Впрочем, есть и те, что открыты с 8.00 до 17.00. При крупных университетах дошкольные учреждения, специально созданные для детей студентов, работают в несколько смен. Кстати, министерства, контролирующие детские дошкольные учреждения, не вмешиваются в регулирование времени работы учреждения. Организатор детского сада согласует с родителями и управляющими ведомствами часы работы учреждения (например, с 7.00 до 18.00 или с 8.00 до 15.00). Время работы детского дошкольного учреждения соответствует местным особенностям и может меняться в зависимости от того, какие потребности возникли у родителей в конкретный год работы этого учреждения.

Детсады в Чехии работают обычно с шести часов утра до семнадцати часов. Ребенка можно отдать в садик на один из двух режимов: до обеда (до 12-00) или на целый день.

Обучение и развлечения

Обычно в Nursery School в Великобритании детей учат петь песенки, читать стихи, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Образование начинается с того, что дети могут делать, а не с того, что они не могут делать. «Уроки» длятся всего 10-15 минут. После этого дети могут спокойно поиграть. Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели.

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу. Считается, что такое отношение поможет ребенку приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Дети в садах Франции делятся на три возрастные группы. С 2 до 4 лет дети только играют, с 4 до 5 лет — лепят, рисуют и приобретают другие практические навыки, в том числе и устного общения. С 5 до 6 лет детей обучают чтению, письму и счету.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишний академизм и жесткую дисциплину, за то, что детям в малой степени предоставлена свобода выбора. Однако французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Цель дошкольного образования в Германии — развить социальные, эмоциональные, умственные и физические способности ребенка через игру. Научить заботится о себе и о других. В саду развивают чувство ответственности, приучают к определенному графику. Подход стараются найти к каждому ребенку. Есть детские сады, которые проводят обучение по определенной системе, например по методике Монтессори. Во время занятий ребенка не учат писать и читать, но стараются подготовить психологически к дальнейшим переменам в жизни.

Оплата

В Беларуси все чаще поднимается вопрос о поэтапном повышении оплаты за содержание детей в дошкольном учреждении, изучается также возможность дифференциации оплаты в зависимости от доходов родителей.

По утверждению чиновников Минобразования за воспитание и обучение родители вообще не платят, а сумма, которая вносится за питание, покрывает лишь 40% его стоимости. На самом деле, чиновники лукавят. Например, летом в Минске плата за питание в государственных детских садах в среднем колеблется от 120 000 до 140 000 рублей. А вот за занятия в кружках приходится платить дополнительно: в среднем порядка 200 000 в месяц. Причем, до некоторых дошкольных учреждений доводят планы по оказанию «кружковых услуг» и родители, как правило, не рискуют портить детсаду эти показатели. Всего на финансирование системы дошкольного образования государство направляет примерно 1% ВВП.

Плата за содержание в детском саду в Чехии зависит от его принадлежности (государственный, ведомственный, частный), от района расположения детского учреждения и составляет не менее 10 долларов в месяц за одного ребенка. За питание родители платят отдельно около 25 долларов в месяц. В круглосуточных детских садах (как правило, частных) плата за содержание ребенка с 7 часов утра понедельника до 17 часов пятницы составляет приблизительно 170 долларов в месяц.

Дошкольное образование в Великобритании является бесплатным для 3-4-летних детей. Впрочем, частные и добровольные дошкольные институты, требуют оплаты за обучение. Недельная оплата сада в Великобритании — 300 долларов.

Родители получают на ребенка специальные ваучеры. Ими государство оплачивает пребывание в детском саду в течение пяти смен в неделю, по два-три часа каждая. Каждая семья имеет право распорядиться ваучером, как захочет: использовать в качестве доплаты за полный день в частном саду или, ничего не доплачивая, водить малыша в детсад на 2,5-3 часа каждый день, кроме выходных.

В Германии уровень оплаты за пребывание ребенка в саду зависит от дохода семьи, возраста ребенка и времени его пребывания в детском саду. Самый высокий ежемесячный взнос за детский сад в 321 евро платят семьи с доходом свыше 61 355 евро в год.

Если в семье двое и более детей, оплата за детский сад снижается. В редких случаях родители могут быть частично или полностью освобождены от оплаты на определенное время или на весь период посещения детского сада. Тогда расходы по содержанию ребенка в саду берет на себя коммунальное ведомство, в чьей структуре находится детский сад, или социальное ведомство, где зарегистрирована семья ребенка.

Следует отметить, что ни в Великобритании, ни в Германии в детских садах нет полноценного четырехразового питания, как в Беларуси. Есть только горячий обед. Родители дают своим чадам «собойки» в виде бутербродов, овощей или фруктов.

В Польше ребенок получает бесплатное образование в течение 5 часов в день. Если родители оставляют детей в саду дольше, то они должны оплачивать за время и питание.

За питание и дополнительные занятия поляки платят 300-800 злотых (от 89 до 250 долларов) в зависимости от города и района.

  • Оцени статью: